Тоска (Мариинский театр 20.03.2016)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 20.03.2016

Место: Мариинский-2

Состав:

  • Тоска – Екатерина Шиманович
  • Каварадосси – Нажмиддин Мавлянов
  • Скарпиа – Ариунбаатар Ганбаатар
  • Сполетта – Андрей Зорин
  • Шарроне – Александр Герасимов
  • Ризничий – Николай Каменский
  • Тюремщик – Тимур Абдикеев
  • Дирижер – Валерий Гергиев
«Тоска», сцена из 2 действия - Мариинский-2, 20 марта 2016

Больше фотографий

Афиша оперы Пуччини «Тоска» на сайте Мариинского театра слегка настораживала наличием некоторых реалий двадцатого века, но опасения по поводу постановки, к счастью, не оправдались, и вечерний спектакль 20 марта 2016 г., безусловно, удался.

Сначала все-таки скажу пару слов о самом спектакле. Режиссер Пол Каран перенес действие в 30-е годы уже прошлого века — т. е. это, видимо, фашистская Италия. Что-то похожее я уже видел в спектаклях Жагарса. Скарпиа в соответствующем мундире, вероятно, он — начальник местной полиции. Женщины-военнослужащие в форменных галстуках и пилотках мне очень напомнили первую серию фильма «Семнадцать мгновений весны» — там, в бункере у Гитлера, были очень похожие стенографистки. Таким образом, упоминания Бонапарта и битвы при Маренго как-то не совсем вписывались в контекст. Вообще, переносить куда-либо действие этой оперы — идея, на мой взгляд, по меньшей мере странная, ибо она настолько точно привязана к реальным историческим событиям, что практически известна точная дата происходящего на сцене — 17 июня (и раннее утро 18 июня) 1800 года. Впрочем, больше ничего вызывающего в постановке нет. Пожалуй, сценографию можно назвать эффектной и зрелищной. Одни интерьеры чего стоят! В первом и втором актах они просто роскошны, хотя в этой роскоши есть что-то подавляющее. А в третьем действии площадка башни с большими буквами ROMA вообще незабываема. Еще радует, что характеры героев и их взаимо­отношения в этой постановке проработаны тщательно, есть и интересные нетривиальные ходы, например, убийство Скарпиа распятием. Впрочем, перейдем к главному — к исполнителям.

Екатерину Шиманович я слышал впервые. И, надо сказать, что в роли Тоски она произвела на меня весьма приятное впечатление. Яркая женщина южного типа, пела и играла очень живо и эмоционально. Интересный голос, сочный и наполненный, в нем тоже есть что-то южное, может быть, этот светлый немного необычный переливающийся оттенок в верхнем регистре. Сначала мне показалось, что звук чуть тремолирует наверху, но выяснилось, что голос Тоски в этой картине просто дрожал от ревности. И дальше было очень много нюансов, в частности, очень хорошее и выразительное пиано в любовных сценах, красивое мецца-воче. В самых драматических моментах в верхнем регистре несколько нот получились немного крикливыми, но, пожалуй, и это всё было по делу. Вообще, чувствовалось, что партия хорошо впета, прочувствована, фразировка была весьма продуманной. Убедительна была певица и в неистовых мольбах в драматической сцене пыток, и в страстной молитве в знаменитой арии во втором акте, после которой публика наградила ее заслуженными аплодисментами. В третьем действии она мне тоже понравилась — пела разнообразно, выразительно и при этом надежно. А дуэт… дуэт вообще был чудесным.

Для Нажмиддина Мавлянова это была уже седьмая постановка «Тоски», в которой он участвовал: после Фламандской оперы, МАМТ, Немецкой оперы на Рейне, «Астана-Оперы», Финской национальной оперы и совсем недавнего выступления в Ковент-Гардене. Его Каварадосси выглядел очень естественно, казалось, что он уже давно играет в этом спектакле, сыгрался со всеми партнерами, и все пространство сцены Мариинки уже «обжито». После нескольких начальных фраз голос в первой арии зазвучал так сочно и ярко, а верх был таким звонким и сверкающим, что публика зааплодировала и закричала «браво», даже не дождавшись окончания отыгрыша. После дуэта с Тоской, спетого очень красиво, на мягком зависающем легато, сцена с Анджелотти отличалась большим драматическим накалом, сильное впечатление произвел и мощный, прорезавший оркестр си бекар. Во втором действии после непримиримого противостояния со Скарпиа с гневными обличительными фразами и выкриками в последующей сцене пыток, ферматы в гимне победе Наполеона взвились на фортиссимо. А в третьем действии знаменитая ария была спета с упором не на внешние эффекты, а на тонкие нюансы динамики и фразировки. Но настоящим шедевром стал финальный дуэт с Тоской — с нежнейшими оттенками хрустально-чистого тембра, тающими в воздухе диминуэндо и взмывшим ввысь си бекаром. Во время дуэта зрители дважды или трижды спонтанно начинали аплодировать, но тут же прекращали, боясь пропустить даже ноту в таком прекрасном исполнении. В общем, это было блестящее выступление Мавлянова, знаменующее еще один важный этап в его карьере!

А вот монгольский певец Ариунбаатар Ганбаатар впервые пел партию Скарпиа. Своим роскошным голосом певец поразил всех еще в 2011 году, когда победил на конкурсе Глинки, а в 2015 году он получил первую премию и Гран-при уже на конкурсе Чайковского. Пожалуй, в концепцию этого спектакля, где по задумке постановщика Скарпиа должен быть тираном-злодеем государственного масштаба, артист не вписывался. Ну, никак он у меня не ассоциировался ни с Берией (это тоже была задумка режиссера), ни с крупными фигурами, допустим, из числа итальянских фашистов. И вообще я подумал, что для Скарпиа его тембр слишком красив и слишком мягок. И такое доброе лицо, в жизни он почти все время улыбается. Однако певец серьезно подготовился, нашел в своем голосе качества и постарался освоить приемы, нужные для исполнения этой партии. Звук был очень хорош — объемный, достаточно плотный, выдвинутый вперед. Единственное, не все еще уложилось в партии по части фразировки, поэтому в первом действии я все-таки ловил себя на мысли что голос иногда звучит немного однообразно по динамике. Но там же «Te deum», там же прежде всего звук нужен! А вот во втором действии нюансов стало значительно больше, слушать стало интереснее, особенно удались сцены, где Скарпиа пытается «ухаживать» за Тоской, эти обволакивающие фразы, завораживающие интонации — то вкрадчивые, то льстивые, то лукавые и лицемерные. Очень здорово! Правда, все-таки в самых «злодейских» фразах жесткости не хватало, да и в конце в паре мест немного ощущалась усталость. Однако для первого раза исполнение было просто замечательным! Очень перспективный певец!

Интересные образы создали и практически исполнители небольших партий. Особенно запомнились Николай Каменский в роли Ризничего, Андрей Зорин в роли Сполетты и Тимур Абдикеев в роли хромающего Тюремщика, в котором в конце даже проснулась совесть и он вернул Каварадосси кольцо. Добротно исполнили свои партии Евгений Уланов (Анджелотти) и Александр Герасимов (Шарроне).

Но одним из главных достоинств спектакля стал, разумеется, великолепный оркестр Мариинского театра под управлением маэстро Валерия Гергиева. Честно говоря, «живьем» я еще такого оркестра в этой опере не слышал! И много для себя нового в оркестровой ткани «Тоски» открыл. Вообще, на протяжении спектакля меня неоднократно охватывало ощущения счастья и праздника, праздника соприкосновения с великой музыкой в таком прекрасном исполнении. Огромное спасибо всем участникам этого спектакля!