Трубадур (Мариинский театр 22.02.2016)
Дата: 22.02.2016
Место: Мариинский-2
Состав:
- Леонора – Татьяна Сержан
- Леонора – Татьяна Сержан
- Манрико – Нажмиддин Мавлянов
- Граф ди Луна – Алексей Марков
- Азучена – Надежда Сердюк
- Феррандо – Илья Банник
- Инес -Регина Рустамова
- Руис – Юрий Алексеев
- Старый цыган – Виталий Янковский
- Гонец – Артем Мелихов
- Дирижер – Михаил Синькевич
Очередная поездка в Санкт-Петербург 22 февраля вновь явно удалась. «Трубадур» в Мариинском-2 был сказочно хорош. Честно говоря, мне казалось, что я лечу туда на «Сапсане», как на крыльях, в радостном предвкушении…
Нет, правда, если Вы хоть раз слышали серебряный голос Татьяны Сержан, то уже при одном воспоминании о нем у Вас на лице сама собой улыбка появляется. Как она Леонору поет! Такое впечатление, что это не голос, а сама душа ее звучит… И тут даже не в тембре дело, как я понял… Сердце замирает каждый раз, когда она так мягко-мягко наверх ноту поднимает, и звук там зависает и парит-парит-парит… Ничего нет искусственного, нарочитого, ни о какой технике вообще не думаешь, когда она поет, там другое главное — словно душа Леоноры открывается. И зритель с ней вместе переживает сначала это сладостное воспоминание о первой встрече с трубадуром, потом драматичную сцену темном в саду с ее четким, упругим ритмом… В голосе уникальное вибрато и много оттенков, за счет этого получается очень выразительная динамика. Изумительно прозвучали эти «небесные» верхние ноты в сцене у монастыря — словно к Богу улетели. И в сцене у стен тюрьмы Сержан была удивительно хороша — и я даже не могу тут пение от игры отделить, хотя умом понимаю, что там очень сложная партия, но воспринимаю все равно в комплексе, и даже на привычные арии-дуэты у меня эта сцена не разделилась, а целиком, на одном дыхании прошла. И трагический финал был сыгран и спет потрясающе!
С нетерпением я ждал встречи и с Алексеем Марковым, которого до этого слышал лишь в концертах. А тут как раз партия Графа ди Луны — наверняка, коронная у него. Наконец-то я мог полной мере оценить его голос в прекрасной акустике этого зала. Очень качественный, красиво оформленный (как бы в ореоле), округлый и объемный, даже «смачный» звук, ровный по всему диапазону, кантилена, от которой даже голова кружится. В тембре есть что-то очень солидное, фундаментальное и чуть суховатое, подходящее как раз для этой партии. Кстати, голос звучал как-то очень строго даже в лирических фрагментах, например, в арии (за которой последовала заслуженная овация). Да и вся партия сделана великолепно! Красивые ферматы не нарушают естественности фразировки. Трактовка весьма убедительная. Настойчивый, непреклонно идущий к своей цели Граф! И сразу видно, что Марков — еще и прекрасный партнер — внимательный и четкий в ансамблях. Но особенно мне понравились драматические фрагменты, где ярко передавались эмоции: досада, гнев, разочарование — весьма богатая палитра красок и обертонов. Конечно, захотелось услышать Маркова и в других партиях!
Разумеется, очень хотелось мне вновь услышать в партии Манрико Нажмиддина Мавлянова, тем более что его выступление в партии Радамеса на сцене МАМТ 18 февраля внушало самые смелые надежды, ибо это было не просто некоторое изменение трактовки роли в сторону драматизма, а новое качество звука — с заметным увеличением объема и звучности голоса и, главное, с убойным фортиссимо — когда звук просто прорезает оркестр. Поэтому было особенно интересно именно сейчас послушать и Манрико, партию которого Мавлянов, кстати, в этот вечер исполнял в шестой раз (до этого он спел ее два раза в Мариинском театре и три — в Михайловском). Ну что ж, этот вариант Манрико, на мой взгляд, стал, пожалуй, самым удачным и, как следует подчеркнуть, самым драматичным. Я думаю, все, кто слышал певца раньше, сразу отметили еще более звонкий и более объемный звук, не утративший при этом ни эластичности, ни полетности. Тембр стал еще более насыщенным и сочным, это чувствовалось даже по арии за сценой и наглядно подтвердилось в последующем терцете. А в дуэте с Азученой в сцене в цыганском таборе голос просто пылал, как факел — настолько ярким и сверкающим был звук. Ария прозвучала страстно и пылко, а стретта — мощно и отчаянно. А в последних дуэте и дуэттино с Азученой в голосе, демонстрировавшем бесконечное легато, чувствовалась нежность и забота, здесь звук был более матовым. Но при появлении Леоноры звук снова изменился — стал острым и пронзающим, как нож. И вообще, я считаю, это было блестящее выступление Мавлянова, а роль Манрико у него получается абсолютно естественно еще и потому, что она, по-моему, идеально соответствует его темпераменту.
Роль Азучены интересно сыграла Надежда Сердюк: и спела она ее хорошим, естественным, выдвинутым вперед звуком. Там, правда, две-три кульминации на верхах в начале немного смазались, но, мне показалось, что это случайность, потому что потом все наладилось. Очень убедительно прозвучал рассказ Азучены — на нерве, но без нарочитой аффектации, с драматическим нарастанием внутреннего напряжения. В последующем дуэте голос Сердюк звучал ярко и разнообразно, и вообще — дуэт был прекрасен. Сцена в лагере тоже удалась, певица захватила зал — сначала отчаянной мольбой, потом отчаянными проклятьями. Здесь был хороший звук на форте. А в заключительной сцене она, напротив, как раз красивое пиано продемонстрировала, мягко так пела.
Илья Банник спел партию Феррандо весьма внятно и добротно. И голос у него приятный и фактурный такой. И все мелкие ноты четко прозвучали, что очень порадовало. Ну, пара самых верхних нот показались чуть недотянутыми, но это не испортило общего впечатления. и, главное, характер тоже получился.
Особый восторг в этом замечательном спектакле у меня вызвали все изумительно спетые ансамбли: прежде всего, маленькими шедеврами стали терцет в первом действии, оба дуэта Манрико с Азученой и дуэт Леоноры с Графом. Да и многие другие сцены вызывали восхищение. Потому что получился спектакль мирового уровня. И публика очень тепло принимала певцов: по ходу спектакля не раз возникали спонтанные аплодисменты и многочисленные крики «браво» после самых удачно спетых арий и сцен. И в конце тоже была долгая овация — благодарность всем этим прекрасным певцам от зрителей. Спасибо Вам, дорогие, за этот волшебный вечер!
Похожие темы
«Трубадур»: традиции и купюры
За пять счастливых лет, что я ходил в Большой, именно «Трубадура» слушал чаще всего — получается, 14 раз. В этом спектакле я слышал как практически всех знаменитых артистов прославленной труппы, так и приглашенных гастролеров
Трубадур (Мариинский театр 29.11.2014)
Пьер Луиджи Пицци — режиссер, который чувствует в музыке главное. Я скорее интуитивно понял это после «Сомнамбулы» в Большом, а этот спектакль только наглядно подтвердил мою догадку.
«Трубадур» в Михайловском театре
Когда стало ясно, что мне судьбой предназначено увидеть этот спектакль, я решил заранее подготовиться, купил лицензионный диск этого спектакля, сыгранного в «Ла Монне», и внимательно изучил постановку на видео