Трубадур (Новая Опера 15.02.2015)
Дата: 15.02.2015
Место: Новая Опера
Состав:
- Манрико – Михаил Губский
- Леонора – Мария Пахарь
- Граф ди Луна – Игорь Головатенко
- Азучена – Татьяна Табачук
- Феррандо – Андрей Фетисов
- Инес – Виктория Шевцова
- Рюиц, Гонец – Максим Остроухов
- Старый цыган Дмитрий Орлов
- Дирижер – Евгений Самойлов
15 февраля я слушал «Трубадура» в Новой Опере уже двенадцатый раз. Очень люблю эту оперу и редко ее пропускаю. Там что ни нота — то золото, причем с самого начала и до самого конца.
И я как раз люблю, чтобы с самого начала исполнитель партии Феррандо своим басом сразу задал спектаклю позитивный тон. В воскресенье был как раз такой случай. Ибо Феррандо пел Андрей Фетисов — один из самых интересных для меня певцов в Новой опере. Он и выглядит весьма эффектно — атлет высокого роста (вчера даже не вписался в стандартный проем, пришлось при выходе на сцену пригнуться немного), и голос у него, на мой взгляд уникальный — такой низкий, бархатный бас. Честно говоря, меня один его тембр всегда просто гипнотизирует, даже в небольших ролях. Ну, и в роли Феррандо он выглядит впечатляюще, если не сказать грозно. В общем, мне кажется, идеально подходит — и по фактуре, и по голосу. И вокал у него был весьма достойного уровня. По-моему, и тембром дал насладиться, и все мелкие ноты весьма скрупулезно спел, что очень важно в этой партии. И, наверное, это не так просто делать голосом такого объема. Ну, правда, потом он немного подустал, мне показалось, пару раз съехала интонация, но на фоне всех достоинств это явно была случайность (если вообще была). И мне еще понравилось, что это был очень деятельный Феррандо, он практически не стоял на месте, но даже если и стоял, то из роли не выходил, а обменивался взглядами с графом ди Луна, жестами отдавал приказания своим воинам и т. д. Короче, и играл Фетисов очень хорошо. В общем — шикарный Феррандо!
Затем на сцену вышла Мария Пахарь, которую я хорошо знаю по выступлениям в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Приятно, что ее уже не в первый раз приглашают в НО, где у нее есть возможность петь и партии, не входящие репертуар ее родного театра и позволяющие ей раскрыть новые возможности, например, эта партия Леоноры. Я заметил, что Мария всегда подходит к делу весьма ответственно и добросовестно. Всё тщательно впето, много раз отрепетировано. И результат налицо — исполнение более чем добротное, уверенное и внятное. Достаточно плотный и умелый голос справляется с трудной партией, требующей таких взаимоисключающих качеств, как колоратурная легкость и драматическая насыщенность, без заметных потерь. Ну, на мой вкус, только иногда бывают немного резковаты и жестковаты верхние ноты и не всегда аккуратно получается филировка, но, мне кажется, и над этим певица постоянно работает. Пожалуй, еще иногда немного «широковат» звук в среднем регистре (просто хочется ещё более сфокусированного звука), но, возможно это мое субъективное ощущение. И еще более субъективно, конечно, восприятие тембра. Кстати, оказывается, и оно может со временем меняться. Вот мне, например, кажется, что я слушаю голос Марии Пахарь всё с большим интересом.
Разумеется, с огромным нетерпением я ждал выхода на сцену Игоря Головатенко, я ведь уже слышал его в этой партии. А кто слышал, тот обязательно уже не захочет это зрелище (и «слушалище») никогда пропускать. Яркий, сильный, упругий голос певца всегда завораживает, а в этот вечер в нем особенно отчетливо звучали металлические обертона, подчеркивающие жесткий характер Графа ди Луна. Решительно и драматично звучал его голос в терцете. А длиннейшая кантилена в арии с особым, словно «вяжущим» звуком растопила сердца зрителей. Там по ходу звук в паре мест наверху, на фортиссимо мне показался чуть «взвинченным» и, вроде, возникли два достаточно опасных момента, но певец с честью с ними справился. Но ферматы у него… опять просто дух захватывает! И очень красивый не только сам голос, сам тембр, но и его «оформление», как будто звук все время находится в изящной оправе. Мне показалось, что форте на этот раз было чуть больше, чем на прошлом спектакле, но ведь оно, пожалуй, везде было обоснованным, это форте. А в дуэте с Леонорой как выразительно голос звучал, и как эмоционально они оба этот дуэт сыграли! Пожалуй, он стал кульминацией спектакля! Короче, это было исполнение очень высокого уровня, и в конце публика устроила Головатенко настоящую овацию, совершенно заслуженную!
Не в первый раз, конечно, слушаю я Михаила Губского в партии Манрико. Опыт и профессионализм — большое дело. Тем более, когда требуется правильно распределить силы. Начало там очень драматическое, такая высокая по тесситуре ария за сценой прозвучала весьма убедительно, хотя говорят, что она неудобно написана. Верх был очень надежный. Но, вообще, у Губского и с легато все в порядке, и звук сфокусированный, и фразировка мне нравится. Вот только слишком часто появляется в голосе носовой призвук, он все-таки мешает в итальянских партиях… И еще, мне показалось, что сначала тоже немного однообразно было — в основном на форте пел. Но, правда, во втором действии, в арии Манрико оттенки все были на месте. В стретте Губский не стал особенно акцентировать верхние ноты, но зато мелкие ноты не забывал петь, что в наше суетное время — редкость, во всяком случае в начале стретты шестнадцатые были. И последняя картина очень выразительно у него прозвучала. И вообще, музыкально поет Губский. Ну, может, тембр и манера не всем нравятся…
Татьяна Табачук пела Азучену. Сначала она меня немного расстроила, потому что у нее голос звучал очень неровно — вверху немного тремолировал, в середине слоился, а низ был глуховат. И еще, когда она «нажимала», голос очень резким наверху становился, Но после антракта голос стал звучать ровнее, да и нажимать она перестала. И мецца-воче появилось… Когда она аккуратно поет, получается намного лучше. Я подумал, что, возможно, певица просто была нездорова, но во втором действии почувствовала себя лучше. В любом случае желаю ей здоровья!
Хорошо спели исполнители небольших партий Инес — Виктория Шевцова, практически бессменный Старый цыган — Дмитрий Орлов и окончательно перешедший «на две ставки» (чему я очень рад, потому что он все всегда очень четко поет) Гонец-Рюиц — Максим Остроухов. Хор пел замечательно, только хористы почему-то стали очень громко что-то выкрикивать в цыганской сцене, раньше такого не было. Оркестр под управлением Евгения Самойлова играл с настроением. В заключение хочу всех поблагодарить за этот вечер с прекрасной музыкой Верди!
Фото автора.
Похожие темы
Трубадур (Новая Опера 07.06.2014)
Состояние рядового репертуарного спектакля — срез, показывающий текущее положение дел в театре. Особенно, когда речь идет о сложнейшем шедевре, способном бросить вызов любой труппе мирового уровня.
Февральский «Дон Карлос» — первый спектакль (Большой театр 04.02.2015)
Для табуретки в сцене убийства Родриго здесь давно пора завести отдельный тэг. Правда, похоже, уже «посмертно», ибо на спектакле, о котором пойдет речь, «проблема табуретки» была изящно решена.
Трубадур (Мариинский театр 29.11.2014)
Пьер Луиджи Пицци — режиссер, который чувствует в музыке главное. Я скорее интуитивно понял это после «Сомнамбулы» в Большом, а этот спектакль только наглядно подтвердил мою догадку.