Я понял, что Москва — теперь тоже одна из оперных столиц. Ведь здесь каждый день поет Агунда Кулаева. Нет, если серьезно, то вчера — Амнерис из «Аиды», а сегодня — Любаша из «Царской невесты» — это жесть! Но Агунда — необыкновенная женщина и замечательная певица с большим запасом прочности! Ведь голос звучал и сочно, и наполненно, и драматично. Она же не просто спела сегодня Любашу, она в нее всю душу вложила! Очень ярко, очень эмоционально. И очень самоотверженно! Если бы Вы слышали, с какой болью и горечью она спела «Вот до чего я дожила, Григорий!»… А сцену убийства Любаши я, наверное, вообще уже без слез смотреть не смогу.
Ольга Кульчинская в партии Марфы звучала как серебряный колокольчик, тембр такой чистый, такой лучезарный, и сама она так приятно улыбается, особенно в сцене помолвки с Лыковым, прямо-таки светится счастьем. И по контрасту сразу — недоумение, растерянность, потом ужас в глазах, когда приходит известие о том, что Иван Грозный ее в невесты выбрал. Очень хорошо она все это сыграла.
Александр Касьянов своего Григория Грязного тоже сыграл хорошо, но вот пел, как мне показалось, слабее, чем в первой премьерной серии спектаклей. Кстати, сам тембр голоса у Касьянова интересный и приятный, но вот сегодня звучал он как-то коряво, в среднем регистре по-моему, было заметно небольшое дребезжание, в больших ансамблях голос тонул, ему не хватало звучности. Конечно, не все так плохо, были и удачные моменты, в том числе на знаменитых верхних нотах с эффектными ферматами.
Богдан Волков продолжает успешно работать над партией Лыкова. Верх мне очень нравится как звучит — светло, звонко четко и стабильно. Низ улучшается. И вообще он поет все более уверенно.
Владимир Маторин (которого я. между прочим, слушаю уже больше тридцати лет!) спел Собакина своим зычным, даже трубным звуком, можно по-разному оценивать сам вокал и отмечать интонационные неточности, но харизмы в этом звуке и в этом образе было полно. А самая нижняя нота была как бархатный пушистый темный шар.
Очень мне нравится Марат Гали в роли Бомелия. Он у него получился жалкий снаружи и страшный внутри. И этот голос — и тембр, и манера подобраны певцом оптимально. А какие жесты, взгляды! В предвкушении свидания с Любашей он даже язык высовывает от вожделения! И при этом артист не переигрывает и не доходит до гротеска. От этого его персонаж выглядит абсолютно реальным. И, кстати, весьма современным.
Весьма заметно «прибавил» Николай Казанский в роли Малюты. Когда я первый раз его увидел на одном из более ранних спектаклей, я подумал. что его голос своей звучностью очень подходит для этой партии, а вот обертонов немного не хватает, и даже хотелось какой-то дополнительной характерности в голосе. Так вот — сейчас в этой роли Казанский смотрится уже гораздо солиднее. Образ стал более весомым, по-моему, за счет правильных акцентов, выразительной фразировки, да и красок в тембре заметно прибавилось.
Ирина Рубцова в партии Домны Сабуровой, как всегда, заворожила всех своим рассказом о выборе Иваном Грозным невест. Она его с таким удовольствием описывает, что все слушают, затаив дыхание, как очень хороший детектив. Впрочем, он и есть практически детектив — только конец слишком кровавый.
Спасибо всем, кто еще раз дал возможность послушать любимую музыку! Отдельное спасибо хору, оркестру и дирижеру Геннадию Николаевичу Рождественскому!
Fedor Borisovich
Обращаю внимание, что этот спектакль, впервые со дня премьеры, давался не с одним, а с двумя антрактами — после 1 и после 2 действия. Соответственно, общая длительность спектакля возросла до 3 часов 30 минут.