Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Царская невеста» в Большом
(премьера, день второй)

Автор: Федор Борисович (24 февраля 2014 14:02)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 23.02.2014

Место: Большой театр (Историческая сцена)

Состав:

Марфа – Ирина Боженко
Любаша – Светлана Шилова
Грязной – Александр Краснов
Лыков – Богдан Волков
Собакин – Александр Науменко
Малюта – Николай Казанский
Бомелий – Станислав Мостовой
Сабурова – Ирина Рубцова
Дуняша – Александра Чухина
Петровна – Ираида Чернова
Дирижер – Геннадий Рождественский

Царская невеста (Большой театр, 23 февраля 2014)

Посещая оперно-концертные мероприятия несколько раз в неделю можно на спор еженедельно писать внушительные нетленки не о происходящем на сцене, а о наблюдениях за публикой в зале. В этот раз в ложе со мной оказались две милые девушки традиционного для их юности легкого образа мысли, когда всё «по приколу». Три действия они то скучали, благоговейно разглядывая внушительного мужчину в кипе, восседавшего в царской ложе, то шептались с непременными смешками, навлекая на себя надменные взгляды сидевших в первом ряду французов. В антракте читали либретто и многое находили забавным, завершив чтение традиционным для оперных пассажиров «в общем, все умерли!» с характерной сардонической интонацией. К концу четвертого действия девушки, крепко взявшись за руки, дружно хлюпали, промакивая глаза одноразовыми платками, а на поклонах с истовым восторгом отбивали ладошки аплодисментами, похоже сами от себя такой реакции не ожидав. Ради созерцания подобных метаморфоз в опере можно располагаться даже спиной к сцене. Хотя на сцене — тоже интересно.

Раз уж начал с финала, им продолжу. В «Царской невесте» финал для меня на три четверти зависит от артиста в роли Грязного. Сцена сумасшествия Марфы сильна сама по себе, даже если не особо понятно что поет певица (увы, это замечание актуально для многих сопрано). Всякий посочувствует милой девушке в исподнем, на протяжении пяти минут потерянно мыкающейся по сцене босиком. Для Грязного в финале важны и текст, и индивидуальное эмоциональное наполнение. В первый день премьеры, как я уже написал, в финале Грязной пропадал за оркестром, да и по актерской части, чего уж, не было откровений.

В этот раз Грязной был, а с ним — и финал, и катарсис. Вокально Александр Краснов в целом произвел сильное впечатление — тембристый, ровный, насыщенный и необычно гулкий для баритона голос. Во фрагментах, где пели Грязной и Собакин, без знания текста или бинокля, наверное, было нелегко понять кто что поет. Возможно, оборотной стороной басовитости была напряженность ощущавшаяся на верхних нотах. В арии кульминация досадно дрогнула, да и остальные верхние ноты партии прозвучали без запаса надежности. Но «технарство» с самоценным вылавливанием и смакованием недочетов вокала я полагаю одним из смертных грехов в рассказах об опере. Если вернуться к синтетическому восприятию, то Александру Краснову удалось передать темную первобытную внутреннюю силу Грязного, являющуюся мотором всего действия оперы, а в финале потрясающе спеть один из сильнейших моментов: «Затем что я любил ее, люблю! Люблю — как буйный ветер любит волю!» С удовольствием послушаю певца в этом спектакле и в другом репертуале, если предоставится возможность.

Когда слышу сетования фрустратов, что «Большой уже не тот», то в качестве противоядия, вспоминаю несколько любимых голосов Большого и мысленно возражаю: «дудки вам! жив, жив малютка!» Один из этих голосов — Светлана Шилова. В исполнении Светланы Шиловой Любашу я слышал на Новой сцене, а певицу — несчетно в разном репертуаре — и в оперном, и в камерном, и даже в сопровождении органа на прошлогодней презентации нового органа Большого театра. Светлана Шилова умеет петь и задушевно (в романсах), и отрешенно-матово (в барочных произведениях). А Любаша у нее звучит с драматическим «нервом», немедленно вызывающим в памяти голос Ирины Константиновны Архиповой. В этот раз в дуэте что-то не сложилось — сначала Любаша спутала слова, затем как-то растерянно-плоско спела кульминацию, а в довершение Грязной вместо «звонят к заутрене» подскочил на выход с резким возгласом «прощай!» Какие уж там звезды не сошлись — не знаю. В остальном спектакле это была та Любаша, которую я ждал от Светланы Шиловой. Особенность в данном случае — то, что Любаша не столько рефлексирует, сколько мстит обидчику и невольной обидчице. Даже апофеоз рефлексии — ария «Вот до чего я дожила» — исполнена внутренней силы, а в финале трудно сказать чего больше в интонациях Любаши — раскаяния или торжества. Такая трактовка образа Светланой Шиловой кому-то покажется упрощенной, но мне нравится, как минимум, что на двух спектаклях на сцену вышли две совершенно разные, но безоговорочно убедительные Любаши. Премьере несказанно повезло с Любашами.

Марфа Ирины Боженко не показалась. Точечное пение с провалами целых фраз, напряженность в голосе и главное — отсутствие дикции. Полагая дикцию краеугольным камнем довольно неопределенного, но священного для меня понятия «певческая культура», я горько печалюсь, когда вместо арии слышу вокализ. Увы, впечатление, сложившееся у меня об Ирине Боженко после ноябрьского концерта «Молодые голоса Большого», осталось неизменным.

По-моему, премьера «Царской невесты» стала тактической и стратегической победой Дмитрия Вдовина. Поставив на значимые партии премьеры новичков Молодежной программы, в итоге справившихся с партиями от «хорошо» до «блистательно», он создал прецедент. Как слушателю мне было очень приятно в партиях молодых героев слышать молодые голоса — надеюсь, эта тенденция кастинга сохранится при неуклонно растущем (по мере обучения) мастерстве участников Молодежной программы.

Преамбула была посвящена появлению новичка Молодежной программы Богдана Волкова в партии Лыкова. Сразу оговорюсь, что певцу пока не хватает крепости и выносливости голоса, из-за чего в «туче ненастной» была слышна «новичковая» усталость, но в целом звонкий Лыков с мягчайшим голосом оставил самое приятное впечатление. Отдельно отмечу великолепную дикцию певца и яркую фактуру лирического героя.

Сюда же добавлю приятное впечатление от Дуняши — Александры Чухиной, оставившей у меня неоднозначное впечатление на камерных концертах Молодежной программы. На Исторической сцене она звучала по-меццовому объемно и уверенно — в речитативном фрагменте в начале второго действия Дуняшу было слышно лучше Марфы.

Николай Казанский в Большом поет много небольших, но важных ролей, и везде, где есть что сыграть, создаваемый им образ вызывает отклик и остается в памяти. Всегда с воодушевлением отмечаю имя певца в программке предполагаемого к посещению спектакля. Честно говоря, никак не ожидал от Николая Казанского, обычно звучащего больше по-европейски аккуратно, столь увесистого звука и жирных «русских» басовых обертонов. Шикарный Малюта — еще одна удачная роль Николая Казанского. Если не ошибаюсь, Малюту Николай в Большом не пел, и это был его дебют (поправьте, если ошибаюсь) — поздравляю!

Оба Бомелия в премьерных спектаклях остались прежние, с Новой сцены. И Бомелий Станислава Мостового в своем самом значительном выходе — сцене с Любашей — остался прежним: надменный и злобный чужестранец, за печеньки снисходящий до общения с боярской содержанкой. Характер достаточно простой в изображении. Общение с Любашей также, в сравнение с первым спектаклем, упрощено (с обеих сторон, замечу). К тому же Бомелий в разных выходах хромал на разный манер, т. е. не было единого пластического рисунка. Но — премьера же, и все еще впереди. Зато вокально в этой партии лучше Станислава Мостового я не могу никого представить. Обладая необыкновенно свободным верхним регистром певец достоверно воспроизводит оттенки страстишек героя и старческие нотки. И, конечно, великолепно в его исполнении сладострастное «люби меня, люби!..» Итого: в спектакле по-прежнему два отличных и разных Бомелия.

Собакин Александра Науменко вполне традиционен — и тем хорош. Нижние ноты не везде прозвучали, но в «помочь не зная че-е-е-е-ем» знаменитая «фа» получилась эффектно. Сабурова Ирины Рубцовой звучала резко и часто неразборчиво. Хор в застольной сцене первого действия звучал неубедительно, будто вполголоса — мне не хватало «массы» для адекватного озвучивания творящегося на сцене разгула. Про оркестр молчу — пусть меня с ним рассудят профессионалы.

В продолжение полюбившегося читателям разговора о паломничестве публики в техническом антракте — в этот раз про ноу-хау вспомнили и свет не включили, но некоторая часть публики направилась к выходам даже при неверном свете из оркестровой ямы. Поймал себя на мысли, что картина чем-то напоминает эксперименты академика Павлова (рефлексы и физиология пищеварения).

Что ж, по театральным правилам после второго спектакля Большой можно поздравить с премьерой. Я не упертый приверженец «нафталина», но считаю, что такие спектакли, как «Борис Годунов», должны присутствовать на сцене театра именно в Большом Имперском Стиле. «Царская невеста» — опера более камерная и ее восстановление на Исторической сцене, по моему скромнейшему мнению, не столь жизненно необходимо. Но дело в том, что лично мне в московских театрах катастрофически не хватает русских опер. Я бы навскидку добавил пару десятков титулов в утопический список «что бы хотелось регулярно слушать в Москве». Поэтому любой непротивной постановке русской оперы — ура! А красивой постановке оперы с бережным отношением к авторскому замыслу — такой, как эта «Царская невеста» в Большом — троекратное ура!

Похожие темы

  • «Царская невеста» в Большом (премьера, день первый)

    Начну с главного положительного впечатления — дебюта Ольги Кульчинской. Возможно, это самый впечатляющий взлёт за современную историю Большого театра: в октябре певица появляется на сцене как новичок Молодежной программы (я впервые…

  • Царская невеста (Большой театр 23.05.2014)

    За делами не успеваю даже для себя записывать впечатления от посещенных спектаклей (на прошлой неделе их было шесть), не говоря о том, чтобы оформлять мысли в удобоваримую для читателей форму. Но раз Александр Курмачёв…

  • «Так поступают все» в Большом – премьера, день второй

    Вот и прошел второй спектакль — с таким же впечатляющим успехом, как и первый. А значит, «первый» и «второй» составы можно поздравлять. Молодые, темпераментные, голосистые, талантливые — С ПРЕМЬЕРОЙ! С замечательной премьерой. Два вечера оперной…

Рубрика: Опера, Премьеры Царская невеста  Ирина Боженко  Светлана Шилова  Богдан Волков  Александр Краснов  Станислав Мостовой  Александр Науменко  Молодежная программа Большого театра  Геннадий Рождественский  Николай Римский-Корсаков  Большой театр 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Быки и коты «Геликона»: путешествие по Закулисью

  •  

    «Аида» на фестивале «Золотая маска»
    (МАМТ 05.03.2015)

  •  

    Ночь перед Рождеством
    (ГАСК, СЗ ММДМ 11.03.2014)

  •  

    Столицы музыкальных империй, вечер первый — Париж

  •  

    Хрусь-хрусь!

  •  

    Открытая репетиция с Уильямом Лейси

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов