Поиск и преемственность: большая миссия маленького театра
Дата: 24.03.2018
Место: Оперный театр-музей при Доме Станиславского
Состав:
- Вера Шелога – Лейла Эгамова
- Надежда Насонова – Мария Каретко
- Власьевна – Ирина Чалаева
- Иван Шелога – Андрей Цветков-Толбин
- Князь Токмаков – Александр Микеров
- Главный дирижер – Михаил Архипов
- Худ.рук. и реж.пост – Андрей Цветков-Толбин
- Художник по свету – Семен Соловей
- Художник деккораций и костюмов – Анна Панина
Рождение оперного театра-студии — редкое событие, узнавать о котором приходится не из афиш и рекламы, а больше через знакомых и из социальных сетей. В мире драматического театра маленькие студии — обычное начало творческого пути молодых актеров, режиссеров, художников: собрались единомышленники, нашли помещение — и театр готов. В мире оперы потребность в небольших «полигонах», на которых могли бы заявить о себе выпускники профильных учебных заведений, — едва ли не больше, чем в драмтеатре. Вот только возможности объективно более ограничены: для оперных постановок, помимо профессиональных навыков, нужны определенные голоса. И, конечно, — настоящий оркестр. Но, как известно, земля вращается энтузиастами, которым страстное желание реализации мечты помогает преодолевать непреодолимое.
Именно так в доме по Леонтьевскому переулку начинался театр-студия К. С. Станиславского. Маленькое помещение было, к тому же, неудобно перегорожено портиком с четырьмя колоннами. Молодые артисты тогда не могли представить, что «неудобный» портик Дома Станиславского станет одним из самых узнаваемых театральных символов, а история постановок студии будет оставаться не только предметом изучения летописцев театрального мира, но и объектом неослабевающего внимания профессионалов.
Невозможно было удержаться от любопытства, узнав, что жизнь легендарной студии продолжается, и в Доме Станиславского начал работу маленький, но настоящий оперный театр — Оперный театр-музей при Доме Станиславского. Тем более, что московские любители оперы уже знакомы с творчеством основателя и художественного руководителя театра. Андрей Цветков-Толбин — ученик Г. П. Ансимова, победитель второго международного конкурса молодых режиссеров «Нано-опера» (2015) и лауреат приза зрительских симпатий конкурса, участник оперно-симфонической лаборатории New Opera World, солист Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского.
Андрей Цветков-Толбин успел зарекомендовать себя как режиссер, видящий произведения вглубь и старающийся раскрыть оперу в сотрудничестве с замыслом автора, а не в модном сейчас противопоставлении живого режиссера бессмертному композитору. Для премьеры была выбрана известная знатокам, но редко исполняемая опера Н. А. Римского-Корсакова «Боярыня Вера Шелога». Произведение уникально тем, что являясь прологом «большой» оперы «Псковитянка», согласно воле автора, может исполняться отдельно. Для этого случая композитор снабдил «Боярыню Веру Шелогу» полноценной увертюрой. С одной стороны, выбор естественный — прекрасный образец творчества одного из величайших (и самых недооцененных) композиторов русской оперной школы. С другой стороны, «Боярыня Вера Шелога», несмотря на небольшой хронометраж, по-оперному насыщена сильными переживаниями личного свойства, и для поддержания высокого градуса эмоций нужны не просто певцы, а певцы-актеры. В этом смысле выбор в качестве сцены помещения студии К. С. Станиславского, видевшего оперу как гармоничный синтез вокального и актерского искусства, — для исполнителей одновременно и подспорье, и ответственность.
С точки зрения исполнения «Боярыня Вера Шелога» — почти моноопера, состоящая из небольшой экспозиции и стремительного финала, между которыми расположены два продолжительных номера главной героини — колыбельная и рассказ. Исполнительница титульной роли Лейла Эгамова достойно справилась с обеими задачами: и с созданием насыщенного переживаниями драматического образа, и с партией, написанной, вообще говоря, для значительно более крепкого, «взрослого» голоса. Мария Каретко живо и артистично исполнила драматургически важную роль Надежды. В экспозиции дуэт с Надеждой составила Власьевна — Ирина Чалаева. Своеобразное камео режиссера — Андрей Цветков-Толбин в небольшой роли разгневанного Ивана Шелоги. В полном составе вышедший на поклоны оркестр под управлением Михаила Архипова во время спектакля был почти не видим за полупрозрачной ширмой.
Преемственность, о которой во вступительном слове перед спектаклем говорил художественный руководитель театра, проявилась не только в работе над образами. В спектакле был использован подлинный реквизит и убранство первого спектакля МХТ «Царь Федор Иоаннович» — из коллекции К. С. Станиславского. Художник по костюмам и декорациям — Анна Панина, художник по свету — Семен Соловей.
Теплый прием спектакля с аншлагом в Онегинском зале, а также амбициозные планы театра по расширению репертуара дают надежду на то, что Оперный театр-музей при Доме Станиславского - достойный пристального внимания слушателей шаг по направлению к светлому будущему, в котором мир оперного театра перестанет быть музеем.
Похожие темы
«Мелкий бес»: популярный символизм, или Непростая опера для всех
В опровержении слухов о музейности оперного жанра бесспорным законодателем выступает КМТ имени Б.А. Покровского, регулярно представляющий мировые премьеры опер, написанных нашими современниками. Сезон 2014−2015 театр завершил премьерой оперы Александра Журбина «Мелкий бес»
«Волшебная флейта» – объединение кланов
Об уникальном подвижническом образовательном проекте «Институт театра» я узнал после концерта «Час Моцарта» в КЗ ММДМ, на котором студенты АХИ исполняли произведения композитора
«Алеко» и романсы Рахманинова в Новой Опере
Рахманинов — что называется, «мой» композитор, романсы которого почитаю за одно из чудес света. Камерная по формату опера «Алеко», написанная юным Рахманиновым, замечательна своими отнюдь не камерными страстями