«Похождения повесы» в МАМТ: гармония декаданса

Автор: Федор Борисович

Дата: 23.09.2019

Место: МАМТ

Состав:

  • Том Рэйкуэлл – Богдан Волков
  • Ник Шэдоу – Дмитрий Зуев
  • Энн Трулав – Мария Макеева
  • Сэллем – Валерий Микицкий
  • Трулав – Роман Улыбин
  • Баба-Турок – Эндрю Уоттс
  • Надзиратель – Михаил Головушкин
  • Матушка Гусыня – Оксана Корниевская
  • Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Тимур Зангиев
Рэйкуэлл - Богдан Волков, Энн - Мария Макеева. Фото - Сергей Родионов
Рэйкуэлл - Богдан Волков, Энн - Мария Макеева. Фото - Сергей Родионов

Опера, не близкая во всём.

Если говорить о музыкальной части коротко и образно, то музыка Игоря Стравинского ассоциируется у меня с поведением Авессалома Изнурёнкова — простите, не могу выразиться яснее. Если в двух словах сублимировать впечатления о постановке, прокате спектакля из Экс-ан-Прованса совместно с Национальной оперой Нидерландов, то — ничего нового. С привычным унынием встречаю до сих пор исправно коптящую небо неизбежную составляющую европейского мейнстрима — деконструктивную эстетику перманентного полиморфного экзистенциального психоза с обязательной рванью и грязью (удача если не кровью) в пустой коробке сцены. Переел это блюдо в «актуальном» драмтеатре, когда еще увлекался им. Ну и «без трансвеститов сейчас не модно» с маргинальной ухмылкой Масяни мелькнуло у меня в ассоциативном ряду, тут тоже сердцу не прикажешь.

Не близка и проблематика, которая вообще-то в жанре оперы — собачья пятая нога. Но я с удовольствием погружаюсь в острые аллюзии умных постановок, скажем, условно скрепоносной «Хованщины» или космополитичных «Трёх апельсинов», оставаясь душевно глухим к самым изощрённым психологическим вывертам сюжетов опер того же Стравинского или, чтобы ему одному было не скучно, Бриттена. В результате герои не вызывают сопереживания по причинам, не зависящим от исполнителей.

В период «системного» увлечения кинематографом мне достаточно часто приходилось смотреть заведомо «не мои» фильмы ради любимых актеров — такова самая близкая ассоциация от вчерашнего знакомства с премьерой «Похождений повесы» в МАМТ. Богдан Волков, блиставший в главной роли, — один из моих любимейших молодых певцов, и когда он запевает love too frequently betrayed… своим неповторимым мега-лирическим тенором — хочется остановить время. Потрясный Шэдоу в исполнении Дмитрия Зуева, сумевшего сплавить в в интонациях и пластике черты героев Джима Керри с чем-то непередаваемо зловещим.

Рэйкуэлл - Богдан Волков, Шэдоу - Дмитрий Зуев. Фото - Сергей Родионов
Рэйкуэлл - Богдан Волков, Шэдоу - Дмитрий Зуев. Фото - Сергей Родионов

Милая Энн Марии Макеевой — по сути единственный морально и психически здоровый герой сюжета — ее появление на сцене восстанавливало мое душевное равновесие. Запомнился яркий эпизод с аукционом, в котором солировал импозантный Сэллем — Валерий Микицкий. Не берусь оценить качество раскрытия партитуры музыкальным руководителем постановки Тимуром Зангиевым, но оркестр под его управлением звучал гибко, прозрачно и выразительно.