«Похождения повесы» в МАМТ: гармония декаданса
Дата: 23.09.2019
Место: МАМТ
Состав:
- Том Рэйкуэлл – Богдан Волков
- Ник Шэдоу – Дмитрий Зуев
- Энн Трулав – Мария Макеева
- Сэллем – Валерий Микицкий
- Трулав – Роман Улыбин
- Баба-Турок – Эндрю Уоттс
- Надзиратель – Михаил Головушкин
- Матушка Гусыня – Оксана Корниевская
- Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Тимур Зангиев
Опера, не близкая во всём.
Если говорить о музыкальной части коротко и образно, то музыка Игоря Стравинского ассоциируется у меня с поведением Авессалома Изнурёнкова — простите, не могу выразиться яснее. Если в двух словах сублимировать впечатления о постановке, прокате спектакля из Экс-ан-Прованса совместно с Национальной оперой Нидерландов, то — ничего нового. С привычным унынием встречаю до сих пор исправно коптящую небо неизбежную составляющую европейского мейнстрима — деконструктивную эстетику перманентного полиморфного экзистенциального психоза с обязательной рванью и грязью (удача если не кровью) в пустой коробке сцены. Переел это блюдо в «актуальном» драмтеатре, когда еще увлекался им. Ну и «без трансвеститов сейчас не модно» с маргинальной ухмылкой Масяни мелькнуло у меня в ассоциативном ряду, тут тоже сердцу не прикажешь.
Не близка и проблематика, которая вообще-то в жанре оперы — собачья пятая нога. Но я с удовольствием погружаюсь в острые аллюзии умных постановок, скажем, условно скрепоносной «Хованщины» или космополитичных «Трёх апельсинов», оставаясь душевно глухим к самым изощрённым психологическим вывертам сюжетов опер того же Стравинского или, чтобы ему одному было не скучно, Бриттена. В результате герои не вызывают сопереживания по причинам, не зависящим от исполнителей.
В период «системного» увлечения кинематографом мне достаточно часто приходилось смотреть заведомо «не мои» фильмы ради любимых актеров — такова самая близкая ассоциация от вчерашнего знакомства с премьерой «Похождений повесы» в МАМТ. Богдан Волков, блиставший в главной роли, — один из моих любимейших молодых певцов, и когда он запевает love too frequently betrayed… своим неповторимым мега-лирическим тенором — хочется остановить время. Потрясный Шэдоу в исполнении Дмитрия Зуева, сумевшего сплавить в в интонациях и пластике черты героев Джима Керри с чем-то непередаваемо зловещим.
Милая Энн Марии Макеевой — по сути единственный морально и психически здоровый герой сюжета — ее появление на сцене восстанавливало мое душевное равновесие. Запомнился яркий эпизод с аукционом, в котором солировал импозантный Сэллем — Валерий Микицкий. Не берусь оценить качество раскрытия партитуры музыкальным руководителем постановки Тимуром Зангиевым, но оркестр под его управлением звучал гибко, прозрачно и выразительно.
Похожие темы
«Игроки» и «Маддалена» в Новой Опере
В Новой Опере состоялась премьера двух неоконченных опер XX века — «Маддалена» Сергея Прокофьева и «Игроки» Дмитрия Шостаковича
«Енуфа»: гимн любви на изломе мира
Было бы слишком смело сказать, что в постановке тандема художественного руководителя МАМТ Александра Тителя и главного художника Владимира Арефьева разные спектакли различаются лишь некоторыми деталями сценографии
Хованщина (МАМТ 21.02.2015)
Я, к сожалению, не очень молод. Но и, к счастью, не очень молод. Поэтому неоднократно видел замечательную «Хованщину» в постановке Баратова с декорациями Федоровского в Кировском и Большом театрах и, как-то, даже в Кишиневе во время гастролей там Большого театра.
Премьера «Свадьбы Фигаро» в Новой Опере: концептуальный расстрел в вакууме
«Свадьба Фигаро» стала первой самостоятельной работой в Новой Опере режиссера Алексея Вэйро, до сих пор занимавшегося постановкой гала-мероприятий и концертными исполнениями опер