История, о которой я хочу рассказать — настоящий перл. Произошла она в 2000 году в немецком городе Клеве, том самом, где родился Анахарсис (Жан Батист) Клоотс — известный деятель Французской революции, ратовавший за создание «всемирной республики», убежденный атеист, проповедник культа чистого разума и по совместительству немецкий барон. Как это водится у революционеров, он был казнен своими соратниками, причем накануне исполнения приговора Клоотс, добрая душа, всячески старался утешить и наставить других осужденных, объясняя им, что никакого бессмертия не существует и завтра от них всех ничего не останется.
Есть в этом что-то и от эстетства, и от предательства (любимого оперного жанра) — повинуясь настроению не воспользоваться заранее купленными билетами на премьеру «Любви к трем апельсинам», а на ходу поменять планы и направиться на концерт Кафедры медных духовых инструментов Московской консерватории. В конце концов, апельсины никуда не укатятся, а такой концерт — когда еще будет!
Этот день в консерватории был необыкновенно богат на события. Днем состоялось долгожданное для любителей камерных концертов открытие Рахманиновского зала после ремонта. Вечером в Большом зале не менее торжественно открывался конкурс молодых пианистов. Несмотря на такую конкуренцию, Малый зал был заполнен слушателями, пришедшими на сольный концерт Ариунбаатара Ганбаатара — монгольского баритона, победителя прошлогоднего конкурса имени Чайковского.
Место: Московский международный дом музыки, Камерный зал
Состав:
Дмитрий Корчак – тенор
Семён Скигин – фортепиано
Циклы концертов, ежегодно проводимых пианистом и преподавателем Семёном Скигиным, привлекают и удерживают своего слушателя рядом особенностей. Конечно, это возможность иногда услышать мировых звезд оперы в камерном зале под рояль, да еще с необычным репертуаром. Еще одна отличительная черта — неформальность обстановки. Автор цикла старается увести регламент от предопределенности традиционных камерных выступлений певцов «спели — похлопали». На концертах абонемента никогда не бывает программки — таким образом, приглашаемые исполнители выходят на сцену именно с тем, что хотят спеть, при необходимости меняя программу на лету. 20 апреля состоялся заключительный концерт абонемента сезона 2015−2016, на который Семён Скигин пригласил своего друга — Дмитрия Корчака, одного из самых востребованных теноров современного мира оперы.
Только что объявлены результаты премии «Золотая маска». Они, как полагается, устроили далеко не всех. Но в хоре недовольных особенно отчетливо слышны голоса за «Сатьяграху», которую защитники называют «уникальной оперой» (можно подумать, победившая «Хованщина» — не уникальна). С особым чувством нажимая на то, что она исполняется на санскрите — это как бы подразумевает особый духовный посыл. Не забывают и о том, что произведение триумфально шествует по театрам мира. Отчасти причины успеха «Сатьяграхи» были приоткрыты в первой части этого эссе, где речь, в основном, шла о биографии Филипа Гласса. Во второй, заключительной части автор материала композитор Андрей Тихомиров сосредоточился на музыкальных аспектах произведений Гласса — из чего они сделаны, как работают. В частности, речь пойдет и о том, насколько «Сатьяграха» уникальна и насколько это опера. Особый интерес представляют мультимедийные сопоставления и примеры, обильно иллюстрирующие текст.
Место: Московский международный дом музыки, Камерный зал
Состав:
Сергей Лейферкус – баритон
Семён Скигин – фортепиано
Такого «Червяка» надо услышать живьем хотя бы раз в год. И «Ночь» Рубинштейна, и Мусоргского — «Забытого», ну и, конечно, «Блоху», а с ними — весь репертуар, который с небольшими вариациями ежегодно исполняется Сергеем Лейферкусом на уютных концертах абонемента Семена Скигина в Камерном зале Московского международного дома музыки.
Обычно, исходя из здорового чувства меры, я стараюсь делать паузы между материалами о событиях родственной тематики. Но было бы вопиюще несправедливо не рассказать, хотя бы кратко, о вчерашнем концерте в атриуме МАМТ — необычном по формату и подарившем столько позитивных эмоций, что лично у меня даже утром следующего дня оставалось отчетливое ощущение состоявшегося праздника.
Эрнеста Шоссона относят к позднеромантическим композиторам. Известно, что он испытывал большое влияние Вагнера, а начало его самого знаменитого «неформатного» скрипичного произведения — «Поэмы» — музыкальный оммаж «Тристану и Изольде».