Василий Ладюк и друзья в ММДМ
Дата: 20.05.2014
Место: Московский международный дом музыки, Светлановский зал
Состав:
- Анна Аглатова (сопрано)
- Василий Ладюк (баритон)
- Алексей Татаринцев (тенор)
- Виктория Яровая (меццо-сопрано)
Национальный филармонический оркестр России Дирижер – Фабио Мастранжело.
На концерте четырех солистов московских театров огромный Светлановский зал ММДМ был полон, чем могут похвастаться далеко не все проходившие в нем концерты — даже иностранных певцов с мировыми именами.
Искушенные меломаны были привлечены возможностью услышать в первом отделении номера из французских опер, редко гостящих в Москве. Слушатели, ориентирующие на узнаваемые мелодии — фрагменты популярных легких опер во втором отделении. Но главная причина столь пристального внимания публики — исполнители, имена которых на афише можно, без преувеличения, назвать созвездием. Национальным филармоническим оркестром России в этот вечер дирижировал Фабио Мастранжело.
Стильность программы декларировал первый же номер — увертюра «Раймонд» Амбруаза Тома, раритет концертов оперного репертуара. Композитор посвятил значительную часть своего творчества воплощению в музыке шекспировских образов, что позволило изящно объединить в программе бриндизи Гамлета в исполнении Василия Ладюка с литературно родственными фрагментами оперы Гуно «Ромео и Джульетта» — каватины Ромео (Алексей Татаринцев) и вальса Джульетты (Анна Аглатова). В контексте концерта эти три номера, наверное, правильно оценивать как «распевочные», не отмечая некоторое количество недостатков исполнения. Пожалуй, следует отметить лишь два момента, сохранившихся в дальнейшем — неидеальное французское произношение Василия Ладюка и тенденцию Алексея Татаринцева брать верхние ноты с небольшого порожка — без откровенного подъезда, но как будто со страховкой. Шекспировскую тему продолжил мадригал «Ange adorable», в котором Алексей Татаринцев и Анна Аглатова сумели не только стилистически точно передать вокальные нюансы, но и достоверно показать характеры героев.
Фрагменты партии Ромео, появившиеся в концертном репертуаре Алексея Татаринцева, интересны тем, что дают возможность наблюдать работу над ролью к сценической премьере оперы, которую в конце ноября обещает Новая Опера — «домашний» театр певца.
Жемчужиной отделения стала очаровавшая зал «Медитация» — «тихая кульминация» оперы Массне «Таис», в которой соло на скрипке исполнил Тимур Пирвердиев. Последовавший дуэт Таис и Атанаэля, прозвучал в исполнении Анны Аглатовой и Василия Ладюка. Как и вся опера, номер, скорее является бенефисом сопрано, и Василий Ладюк с галантностью, к которой напрашивается эпитет «французская», подчеркнуто уступил первенство своей визави. Анна Аглатова, давно завоевавшая любовь публики умением создавать яркие, эмоциональные образы, на несколько минут погрузила слушателей в трагический финал оперы Массне.
С первой арией Далилы «Printemps qui commence» Сен Санса на сцену вышла солистка Новой Оперы Виктория Яровая. Из участников концерта певица меньше других известна широкой публике, но у завсегдатаев оперы давно получила признание стилистически точными и вокально убедительными исполнениями технически сложных партий, из которых наибольший резонанс получила ее Анжелина в спектакле Новой Оперы. Несколько номеров, прекрасно исполненных Викторией Яровой в этом концерте, заставляют остро сожалеть о том, что последнее время ее удается услышать лишь в гала-концертах, а не в главных ролях, которых певица, безусловно, достойна. «Ария искушения» продемонстрировала медово-округлый тембр с ровным звуковедением, впечатляющей динамикой и редкой для меццо полетностью — даже на тонком пиано голос Виктории Яровой не терялся в большом и акустически проблемном зале.
Оперную часть первого отделения завершил самый известный номер оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана» — баркарола с вплетенным дуэтом Никлауса (Виктория Яровая) и Джульетты (Анна Аглатова).
Особого рассказа в рамках рецензии заслуживает, во всех отношениях ударный, финальный номер первого отделения. Одно из необычных, в исполнительском плане, классических произведений, — «Пляска смерти» Сен Санса, — было представлено в обработке для маримбы и баритона, исполненной автором обработки — музыкантом Новой Оперы Виктором Сычом и Василием Ладюком. У композитора для музыкальной иллюстрации гремящих костей танцоров предполагается ксилофон. Маримба обладает более ярким и, в то же время, более мягким звуком, что придало произведению экзотический латиноамериканский привкус. Французский текст Анри Казалиса был исполнен Василием Ладюком с подобающей зловещей насмешливостью, выраженной не столько во внешних проявлениях эмоций, на которые провоцирует произведение, сколько в рельефных вокальных фразах.
Второе отделение началось с бравурной увертюры Доницетти к опере «Дочь полка», и здесь уместно будет отметить особенность, в целом характерную для дирижерского стиля Фабио Мастранджело. При тонком чувстве музыкальных красот исполняемых произведений его исполнения отличает, зачастую, избыточная темпераментность. И дело не столько в необычных темпах, впрочем, обычно вписывающихся в рамки понятия «смелая интерпретация», сколько в куда более критичном «громыхании», которым отличилась и данная увертюра. Ведомый маэстро оркестр на форте рано достигает точки насыщения и кульминационные тутти теряют разборчивость, что особенно актуально для Светлановского зала ММДМ с его проблемной акустикой, сильным эхом превращающей в липкую кашу даже вполне деликатные форте. При аккомпанементе солистам избыточная громкость становилась причиной нарушения баланса с певцами и частичного пропадания голосов за оркестром, к чему болезненно относятся любители оперы, ориентированные, прежде всего, на восприятие вокальной линии произведения и мельчайших особенностей голосов исполнителей.
Алексей Татаринцев представил редкий номер — романс Марчелло из оперы Доницетти «Герцог д’Альба», уже знакомый по концертным выступлениям исполнителя и отражающий еще одну тенденцию развития певца — в сторону лирических героев бельканто, в продолжение уже ставшей его визитной карточкой роли Неморино. Если говорить о голосе Алексея Татаринцева в аспекте такой тонкой материи, как стилистическая точность, то пуристы бельканто имеют полное право отметить открытость звучания, больше подходящую для русского репертуара. Но природная одаренность и техническая оснащенность голоса позволяют Алексею Татаринцеву уверенно справляться со сложностями многих белькантовых партий, заставляя ожидать новые сюрпризы в концертном и сценическом репертуаре певца.
Знаком поворота концерта к искрометному юмору стал дуэт Неморино и Белькоре в исполнении Алексея Татаринцева и Василия Ладюка. Оба певца исполняют эти партии в театре, и дуэт оставил ощущение доскональной впетости, дополненное незаурядным лицедейством.
Тромбоны покинули сцену, валторны уполовинились, и в зале воцарился Россини. Увертюра к «Итальянке в Алжире» при интересной подаче солирующих инструментов была несколько подпорчена скомканным звучанием крещендо, но весело пенящиеся россиниевские арии быстро заставили на время концерта забыть и о недочетах игры оркестра, и о других несовершенствах мира.
В исполнении Виктории Яровой речитатив и рондо Изабеллы Amici, in ogni evento… Pensa alla patria произвели самое приятное впечатление. Певица, выпускница Accademia Rossiniana, непринужденно купается в россиниевском стиле, проявляя не только бережное отношение к музыкальному тексту, но и талант интерпретатора, выражающийся в осмысленном нюансировании фраз. Пожалуй, лишь самые нижние ноты несколько теряют звучность и слегка дожимаются, тембрально выпадая из общей благостной картины, но это слышно лишь на фоне радующей слух ровности остального диапазона.
На концертах с участием Василия Ладюка не обходится без его коронного номера — каватины Фигаро. Блеск, который придают номеру безукоризненная впетость и напористое исполнение превращают номер в лучшую рекламу спектакля Новой Оперы, где Василий Ладюк, с неизменным триумфом, поет эту партию уже много лет. Напор звонкого, подвижного баритона, подкрепленный неотразимым артистизмом певца, таков, что даже опытные слушатели, предпочитающие раритеты, с удовольствием погружаются в стихию давно, казалось бы, наизусть известной арии.
Если каватину Фигаро в исполнении Ладюка можно часто слышать в Москве, то возможность услышать Розину Анны Аглатовой даже в единственной, самой популярной арии Una voce poco fa, — уникальна. Прима Большого театра очаровала зал хрустальным голосом, игривой фразировкой и, при чуткой поддержке маэстро Фабио, захватывающими темповыми вариациями и тонкими «подвешенными» пиано. Зал, еще не отошедший после блистательного Фигаро, вновь устроил овацию. А впереди был еще один сюрприз.
Следующий номер — дуэт Розины и Фигаро отсутствовал в программках, и конферансье, объявляя солистов, ошибся — видимо, посчитав, что Розина останется прежней. Но исполнители приготовили изысканный подарок — уникальную возможность после более распространенной в наши дни сопрановой Розины услышать оригинальный, меццовый вариант в исполнении Виктории Яровой.
Квинтэссенцией россиниевской комедийности стал дуэт Альмавивы и Фигаро. Алексей Татаринцев и Василий Ладюк обладают неординарными актерскими данными, и даже в концертом исполнении смогли воплотить на сцене театральную синтетику, когда успеху номера не мешают даже мелочи, вроде путаницы со словами во фрагменте «Numero quindici…»
Добавив в каждое отделение по одному дополнительному номеру, артисты исполнили на бис еще один фрагмент «Севильского цирюльника» — заключительный фрагмент финального терцета Zitti, zitti, piano, piano («Молча, молча, потихоньку»). Но «молча» и «потихоньку» отпускать своих героев слушатели не собирались, и еще одной милой стильной шуткой, завершившей концерт, стал разложенный на четыре голоса кошачий дуэт, традиционно приписываемый Россини.
Я сознательно избежал упоминания «афишного» названия концерта «Ладюк & друзья» в начале рецензии. Это не был концерт с ярко выраженным лидером. Безусловно, певческий дар и артистический темперамент Василия Ладюка создавали на сцене наэлектризованную ауру, характерную для всех его выступлений. Но сам «хозяин», всегда чуткий к партнерам по сцене, превратил концерт в поистине дружеское мероприятие, со вкусом сочетающее академический репертуар и непринужденную обстановку.
Материал опубликован в журнале OperaNews.Ru
Похожие темы
Концерт Ильдара Абдразакова в Новой Опере
Несмотря на явное главенство в афишах имени Ильдара Абдразакова, концерт не был сольным. Принимавшие участие в концерте Василий Ладюк и Кристина Мхитарян, помимо участия в ансамблях, спели по два сольных номера
Анна Аглатова, Василий Ладюк и Алексей Татаринцев в юбилейном концерте Фабио Мастранджело
Дирижер Фабио Мастранджело отмечает юбилей и приурочил к этому событию несколько концертов. Первый из них состоялся 27 февраля в БЗК и назывался «Вальсы и любовь»
«Иоланта» для Роберта, Водемона и оркестра
Первый фестиваль Динары Алиевой Opera Art открылся «Иолантой» — оперой безраздельно светлой, до краев напоенной благородством, одновременно прославляющей мудрость высших сил и могущество человеческих порывов
Надежда Кучер, Стефано Секко и Василий Ладюк в «Травиате» на фестивале Opera Art
Когда до концертного исполнения «Травиаты» в БЗК осталась пара дней, афишу начало лихорадить — ходили самые разные слухи об изменениях в составе — то заменяют Альфреда, то Виолетту