Василий Ладюк и друзья в ММДМ

Автор: Федор Борисович

Дата: 20.05.2014

Место: Московский международный дом музыки, Светлановский зал

Состав:

  • Анна Аглатова (сопрано)
  • Василий Ладюк (баритон)
  • Алексей Татаринцев (тенор)
  • Виктория Яровая (меццо-сопрано)

Национальный филармонический оркестр России Дирижер – Фабио Мастранжело.

Opera Gala - Анна Аглатова, Василий Ладюк, Алексей Татаринцев, Виктория Яровая (ММДМ, 20 мая 2014)

На концерте четырех солистов московских театров огромный Светлановский зал ММДМ был полон, чем могут похвастаться далеко не все проходившие в нем концерты — даже иностранных певцов с мировыми именами.

Искушенные меломаны были привлечены возможностью услышать в первом отделении номера из французских опер, редко гостящих в Москве. Слушатели, ориентирующие на узнаваемые мелодии — фрагменты популярных легких опер во втором отделении. Но главная причина столь пристального внимания публики — исполнители, имена которых на афише можно, без преувеличения, назвать созвездием. Национальным филармоническим оркестром России в этот вечер дирижировал Фабио Мастранжело.

Стильность программы декларировал первый же номер — увертюра «Раймонд» Амбруаза Тома, раритет концертов оперного репертуара. Композитор посвятил значительную часть своего творчества воплощению в музыке шекспировских образов, что позволило изящно объединить в программе бриндизи Гамлета в исполнении Василия Ладюка с литературно родственными фрагментами оперы Гуно «Ромео и Джульетта» — каватины Ромео (Алексей Татаринцев) и вальса Джульетты (Анна Аглатова). В контексте концерта эти три номера, наверное, правильно оценивать как «распевочные», не отмечая некоторое количество недостатков исполнения. Пожалуй, следует отметить лишь два момента, сохранившихся в дальнейшем — неидеальное французское произношение Василия Ладюка и тенденцию Алексея Татаринцева брать верхние ноты с небольшого порожка — без откровенного подъезда, но как будто со страховкой. Шекспировскую тему продолжил мадригал «Ange adorable», в котором Алексей Татаринцев и Анна Аглатова сумели не только стилистически точно передать вокальные нюансы, но и достоверно показать характеры героев.

Фрагменты партии Ромео, появившиеся в концертном репертуаре Алексея Татаринцева, интересны тем, что дают возможность наблюдать работу над ролью к сценической премьере оперы, которую в конце ноября обещает Новая Опера — «домашний» театр певца.

Жемчужиной отделения стала очаровавшая зал «Медитация» — «тихая кульминация» оперы Массне «Таис», в которой соло на скрипке исполнил Тимур Пирвердиев. Последовавший дуэт Таис и Атанаэля, прозвучал в исполнении Анны Аглатовой и Василия Ладюка. Как и вся опера, номер, скорее является бенефисом сопрано, и Василий Ладюк с галантностью, к которой напрашивается эпитет «французская», подчеркнуто уступил первенство своей визави. Анна Аглатова, давно завоевавшая любовь публики умением создавать яркие, эмоциональные образы, на несколько минут погрузила слушателей в трагический финал оперы Массне.

С первой арией Далилы «Printemps qui commence» Сен Санса на сцену вышла солистка Новой Оперы Виктория Яровая. Из участников концерта певица меньше других известна широкой публике, но у завсегдатаев оперы давно получила признание стилистически точными и вокально убедительными исполнениями технически сложных партий, из которых наибольший резонанс получила ее Анжелина в спектакле Новой Оперы. Несколько номеров, прекрасно исполненных Викторией Яровой в этом концерте, заставляют остро сожалеть о том, что последнее время ее удается услышать лишь в гала-концертах, а не в главных ролях, которых певица, безусловно, достойна. «Ария искушения» проде­монстри­ровала медово-округлый тембр с ровным звуковедением, впечатляющей динамикой и редкой для меццо полетностью — даже на тонком пиано голос Виктории Яровой не терялся в большом и акустически проблемном зале.

Оперную часть первого отделения завершил самый известный номер оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана» — баркарола с вплетенным дуэтом Никлауса (Виктория Яровая) и Джульетты (Анна Аглатова).

Особого рассказа в рамках рецензии заслуживает, во всех отношениях ударный, финальный номер первого отделения. Одно из необычных, в исполнительском плане, классических произведений, — «Пляска смерти» Сен Санса, — было представлено в обработке для маримбы и баритона, исполненной автором обработки — музыкантом Новой Оперы Виктором Сычом и Василием Ладюком. У композитора для музыкальной иллюстрации гремящих костей танцоров предполагается ксилофон. Маримба обладает более ярким и, в то же время, более мягким звуком, что придало произведению экзотический латино­американ­ский привкус. Французский текст Анри Казалиса был исполнен Василием Ладюком с подобающей зловещей насмешливостью, выраженной не столько во внешних проявлениях эмоций, на которые провоцирует произведение, сколько в рельефных вокальных фразах.

Второе отделение началось с бравурной увертюры Доницетти к опере «Дочь полка», и здесь уместно будет отметить особенность, в целом характерную для дирижерского стиля Фабио Мастранджело. При тонком чувстве музыкальных красот исполняемых произведений его исполнения отличает, зачастую, избыточная темпераментность. И дело не столько в необычных темпах, впрочем, обычно вписывающихся в рамки понятия «смелая интерпретация», сколько в куда более критичном «громыхании», которым отличилась и данная увертюра. Ведомый маэстро оркестр на форте рано достигает точки насыщения и кульминационные тутти теряют разборчивость, что особенно актуально для Светлановского зала ММДМ с его проблемной акустикой, сильным эхом превращающей в липкую кашу даже вполне деликатные форте. При аккомпанементе солистам избыточная громкость становилась причиной нарушения баланса с певцами и частичного пропадания голосов за оркестром, к чему болезненно относятся любители оперы, ориентированные, прежде всего, на восприятие вокальной линии произведения и мельчайших особенностей голосов исполнителей.

Алексей Татаринцев представил редкий номер — романс Марчелло из оперы Доницетти «Герцог д’Альба», уже знакомый по концертным выступлениям исполнителя и отражающий еще одну тенденцию развития певца — в сторону лирических героев бельканто, в продолжение уже ставшей его визитной карточкой роли Неморино. Если говорить о голосе Алексея Татаринцева в аспекте такой тонкой материи, как стилистическая точность, то пуристы бельканто имеют полное право отметить открытость звучания, больше подходящую для русского репертуара. Но природная одаренность и техническая оснащенность голоса позволяют Алексею Татаринцеву уверенно справляться со сложностями многих белькантовых партий, заставляя ожидать новые сюрпризы в концертном и сценическом репертуаре певца.

Знаком поворота концерта к искрометному юмору стал дуэт Неморино и Белькоре в исполнении Алексея Татаринцева и Василия Ладюка. Оба певца исполняют эти партии в театре, и дуэт оставил ощущение доскональной впетости, дополненное незаурядным лицедейством.

Тромбоны покинули сцену, валторны уполовинились, и в зале воцарился Россини. Увертюра к «Итальянке в Алжире» при интересной подаче солирующих инструментов была несколько подпорчена скомканным звучанием крещендо, но весело пенящиеся россиниевские арии быстро заставили на время концерта забыть и о недочетах игры оркестра, и о других несовершенствах мира.

В исполнении Виктории Яровой речитатив и рондо Изабеллы Amici, in ogni evento… Pensa alla patria произвели самое приятное впечатление. Певица, выпускница Accademia Rossiniana, непринужденно купается в россиниевском стиле, проявляя не только бережное отношение к музыкальному тексту, но и талант интерпретатора, выражающийся в осмысленном нюансировании фраз. Пожалуй, лишь самые нижние ноты несколько теряют звучность и слегка дожимаются, тембрально выпадая из общей благостной картины, но это слышно лишь на фоне радующей слух ровности остального диапазона.

На концертах с участием Василия Ладюка не обходится без его коронного номера — каватины Фигаро. Блеск, который придают номеру безукоризненная впетость и напористое исполнение превращают номер в лучшую рекламу спектакля Новой Оперы, где Василий Ладюк, с неизменным триумфом, поет эту партию уже много лет. Напор звонкого, подвижного баритона, подкрепленный неотразимым артистизмом певца, таков, что даже опытные слушатели, предпочитающие раритеты, с удовольствием погружаются в стихию давно, казалось бы, наизусть известной арии.

Если каватину Фигаро в исполнении Ладюка можно часто слышать в Москве, то возможность услышать Розину Анны Аглатовой даже в единственной, самой популярной арии Una voce poco fa, — уникальна. Прима Большого театра очаровала зал хрустальным голосом, игривой фразировкой и, при чуткой поддержке маэстро Фабио, захватывающими темповыми вариациями и тонкими «подвешенными» пиано. Зал, еще не отошедший после блистательного Фигаро, вновь устроил овацию. А впереди был еще один сюрприз.

Следующий номер — дуэт Розины и Фигаро отсутствовал в программках, и конферансье, объявляя солистов, ошибся — видимо, посчитав, что Розина останется прежней. Но исполнители приготовили изысканный подарок — уникальную возможность после более распространенной в наши дни сопрановой Розины услышать оригинальный, меццовый вариант в исполнении Виктории Яровой.

Квинтэссенцией россиниевской комедийности стал дуэт Альмавивы и Фигаро. Алексей Татаринцев и Василий Ладюк обладают неординарными актерскими данными, и даже в концертом исполнении смогли воплотить на сцене театральную синтетику, когда успеху номера не мешают даже мелочи, вроде путаницы со словами во фрагменте «Numero quindici…»

Добавив в каждое отделение по одному дополнительному номеру, артисты исполнили на бис еще один фрагмент «Севильского цирюльника» — заключительный фрагмент финального терцета Zitti, zitti, piano, piano («Молча, молча, потихоньку»). Но «молча» и «потихоньку» отпускать своих героев слушатели не собирались, и еще одной милой стильной шуткой, завершившей концерт, стал разложенный на четыре голоса кошачий дуэт, традиционно приписываемый Россини.

Я сознательно избежал упоминания «афишного» названия концерта «Ладюк & друзья» в начале рецензии. Это не был концерт с ярко выраженным лидером. Безусловно, певческий дар и артистический темперамент Василия Ладюка создавали на сцене наэлектризованную ауру, характерную для всех его выступлений. Но сам «хозяин», всегда чуткий к партнерам по сцене, превратил концерт в поистине дружеское мероприятие, со вкусом сочетающее академический репертуар и непринужденную обстановку.

Материал опубликован в журнале OperaNews.Ru