Анита Рачвелишвили в КЗЧ
Дата: 23.12.2014
Место: Концертный зал им. П.И. Чайковского
Состав:
- Анита Рачвелишвили – меццо-сопрано
- Дирижер – Лучано Акочелла
- ГСО «Новая Россия»
Меццо-сопрано Анита Рачвелишвили сегодня выступила в КЗЧ с сольным концертом. Первое впечатление — хорошо, но как-то мало. 8 арий и две еще на бис. Давно хотел услышать эту певицу «живьем», по записям она мне нравилась. И репертуар сегодня как будто специально был подобран так, чтобы продемонстрировать разнообразные возможности голоса певицы.
Первое отделение было русско-итальянским. Начала Рачвелишвили с песни Любаши, это было как нельзя кстати — где как ни в пении, а капелла можно расслышать все оттенки тембра и нюансы голоса? Звук был гибкий и пластичный, правда чуть светлее и не такой плотный наверху, как я ожидал. Я сразу отметил очень точную позицию, хорошую фразировку и весьма разнообразную динамику.
Потом Анита спела арию Кончаковны, где продемонстрировала просто какое-то бесконечное дыхание и очень хорошее легато. На мецца-воче самый низ у нее кажется совсем темно- матовым, и немного слышно переходный регистр, то есть голос становится немного неровным, но, между прочим, на форте голос абсолютно ровный и очень звучный и сочный.
В песенке Эболи голос наверху звучал совсем как сопрано, особенно, когда певица филировала ноты, но зато сверхнадежно. Середина голоса была здесь более плотной. Ария Принцессы де Буйон тоже прозвучала немного необычно — в более светлом ключе, чем это традиционно делается, но мне понравилось, потому что звук не был перегружен.
Возвращаясь мыслями к этому исполнению, я даже склоняюсь к тому, что он был, наоборот, немного облегчен. На этом первое отделение кончилось, и, хотя там оркестр играл еще полонез из «Евгения Онегина» и увертюру к «Луизе Миллер», оно мне показалось слишком коротким.
После антракта Анита Рачвелишвили пела уже французские арии. И начала она с хабанеры. Кармен — ее коронная партия по-моему! Голос идеально ложится и, опять-таки — вот где можно продемонстрировать выдающееся дыхание! Блестяще! А потом прозвучала редко исполняемая ария Сафо из одноименной оперы Гуно. Широчайшая кантилена, изумительное легато, голос льется, струится до бесконечности. Класс! Публика взорвалась овацией! Здорово! Мне кажется. это была кульминация концерта! Во всяком случае, мне это больше всего понравилось! И где еще услышишь эту Сафо, а?
Прозвучавшая затем ария Шарлотты с письмами исполняется гораздо чаще. И опять — очень звонкий, заливистый верх, причем, на мецца-воче такой кристально-чистый звук наверху, но, опять-таки, иногда он казался мне слишком светлым, может быть, на фоне заметно более темной и плотной середины и совсем матового низа. А певица тянула и тянула звук без устали, до бесконечности. А потом она еще спела Далилу — вот тут проявилась красота среднего регистра — плотного, объемного, наполненного и эластичного, ну пара нижних нот на концах фраз прозвучала чуть глуховато, но, опять-таки, было такое сказочное ощущение беспредельности дыхания. После заслуженной овации на бис она спела еще сегидилью из Кармен — как я и ожидал, блестяще, а потом еще произведение на грузинском языке — и попрощалась с публикой. Слишком рано! Как жаль, мы бы еще послушали!
Несмотря на то, что я ожидал немного другого звука, Анита Рачвелишвили меня очаровала — музыкальностью, уникальным дыханием, своими прекрасными черными глазами, смоляными кудрями — и вообще, мне нравится именно такой тип женщин. Мне только показалось, что она все время сдерживала свой южный темперамент. Теперь я очень хотел бы увидеть ее живьем в спектакле!
Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» дирижировал итальянец Лучано Акочелла. К сожалению с места, где я сидел звук оркестра слышался странно, немного разбалансированно, поэтому об оркестровых номерах говорить не буду, просто перечислю, что во втором отделении оркестр сыграл Прелюдию из сюиты к «Арлезианке», интермеццо из «Манон Леско» (вот как во французское отделение «затесалась» итальянская музыка) и Вакханалию из «Самсона». А вот тандем певицы с дирижером Лучано Акочелла, похоже, удался, они хорошо понимали друг друга. Спасибо всем!
Официальная видеозапись концерта здесь. Для просмотра требуется бесплатная регистрация.
Похожие темы
«Анна Болейн» – концертное исполнение в КЗЧ
Первая из «женской» серии лирических трагедий итальянского периода Доницетти. Уступая в популярности «Лючии ди Ламмермур» она, тем не менее, не сходит с подмостков крупнейших оперных домов мира.
«Зимний путь» Маттиаса Гёрне
Вам когда-нибудь хотелось слушать, например, «Песни и пляски смерти» или рахманиновский Op.38 в сопровождении видеоряда? Если да, то беру свои дальнейшие слова обратно. А для оставшихся у голубых экранов — продолжу.
«Князь Игорь» Мити в Мете — аудиовпечатления
После трансляции начнется смакование или оплевывание митиных находок, а мне понравилась предоставленная интернетом возможность послушать оперу без черняковского видеоряда