Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Быки и коты «Геликона»: путешествие по Закулисью

Автор: Федор Борисович (27 марта 2016 11:37)  |
 комментария 2  

Реквизит спектакля «Кармен» на фоне занавеса. Театр «Геликон-опера», 26 марта 2016

Реквизит спектакля «Кармен» на фоне занавеса. Театр «Геликон-опера», 26 марта 2016

Ничто так не сближает с оперным театром, как ночь, проведенная с Призраком Оперы. Простым смертным эта возможность предоставляется ко Всемирному дню театра, отмечаемому 27 марта. К этому празднику приурочена акция «Ночь в театре», когда проходят экскурсии по закулисью, обычно скрытому от зрителей. По ту сторону занавеса таится целый мир — настолько притягательный, что раз попав в него, не упускаешь шанс освежить впечатления. Тем более, в эту ночь представилась возможность побывать на экскурсии в недавно открытом новом здании театра «Геликон-опера».

Стоит уточнить: в театре проводится два вида экскурсий — «историческая» и «техническая». Историческая — с рассказом об истории «Геликон-оперы» и особняка Шаховских-Глебовых-Стрешневых, в котором после длительного периода реконструкции театр получил постоянную прописку. Техническая экскурсия дает возможность попасть в служебную часть здания — о ней и пойдет речь.

Отправной точкой стал Белоколонный зал княгини Шаховской. Приключение началось с экстравагантного шока в стиле «Геликона»: экскурсантам раздали строительные каски — ярко-оранжевые, как «бабочки» у геликоновских стюардов. Вспомнилось, что в такой же каске Дмитрий Бертман, кажется, совсем недавно рассказывал о ходе реконструкции ныне обживаемого здания. Георгий, на ближайший час ставший нашим проводником, уверил, что все серьезно и ознакомил с правилами техники безопасности. И вот — первый шаг за границу зрительского ареала. Камерная сцена Белоколонного зала во многом повторяет устройство больших сцен: авансцена (здесь — с большим «языком», характерным для «шекспировских» театров), колосники, на которых подвешиваются софиты и штанкеты для крепления мягких декораций, по бокам — карманы — левый и правый. Поскольку «лево» и «право» для рабочих сцены и для смотрящих из зала осветителей — противоположные стороны, во избежание путаницы иногда применяется универсальная терминология с французскими корнями: если смотреть на сцену из зала, то слева будет «сад» (jardin), справа — «двор» (cour). Со стороны «двора» мы прошли в гримерную, откуда есть прямой выход в карман сцены — прислонившись к нему я сфотографировал интерьер и Георгия, рассказывавшего нам в тот момент о субординации во время спектакля.

В гримерке Белоколонного зала

В «Геликон-опере» именами исторических лиц и деятелей искусства названы не только залы, но и гримерные комнаты. Есть, к примеру, гримерка «Артур Эйзен» или вот — «Людмила Гурченко», с расписанием приглашения на грим в спектакле «Сказки Гофмана».

Гримерка «Людмила Гурченко»

В небольшом Белоколонном зале предусмотрена лишь «верхняя» механика сцены. Большая сцена зала «Стравинский» оснащена «нижней» механикой, расположенной в трюме, куда мы и спустились в просторном лифте — на минус второй этаж. Здесь, в полумраке, среди там-сям расставленных декораций спектакля «Садко» я поймал себя на мысли, что наличие каски на голове, помимо чувства геликоновского стиля, придает-таки приятную уверенность, позволяя быть относительно беспечным среди конструкций причудливой формы.

Дно трюма расположено примерно в четырех метрах под Москвой. Как и во всех подвальных помещениях, актуальна естественная проблема — крыски-мышки. Вопрос решается столь же естественным (а также, кстати, самым эффективным и пушистым) образом — в трюме живут сторожевые коты (см. прим.), сыгравшие с нами в злого...

Коты "Геликон-оперы": злой

…и доброго крысолова.

Коты "Геликон-оперы": добрый

Миновав кофры для концертных платьев оркестра

Кофр для концертных платьев оркестра

…и дверь в оркестровую яму, где не кормят и держат взаперти

Дверь в оркестровую яму

…мы оказались под сценой. На заднем плане видны готовые к подъему декорации «Садко».

В трюме сцены зала "Стравинский". Театр "Геликон-опера"

Я уже, наверное, не меньше сотни раз слышал, что сцена «Геликон-оперы» оснащена самой современной машинерией. Но, право, это лучше один раз увидеть! Мощные двигатели приводят в движение «столы», поднимающие и опускающие большие участки сцены, и плунжеры, служащие как для создания «люков», так и для подъема небольших площадок над уровнем планшета.

Нижняя механика сцены зала "Стравинский" (театр "Геликон-опера")

Когда осмотр механики подходил к концу, в трюм наведался добрый сторожевой кот

Охрана на посту. Кот в трюме сцены театра "Геликон-опера"

…проследовавший с нами выше — за кулисы большого зала «Стравинский». Из зала не ощущается масштаб театральной сцены. Как нетрудно догадаться логически, рабочее пространство над портальной аркой не меньше видимой зрителю высоты. Поэтому попав за кулисы поневоле задираешь голову вверх, куда поднимаются громады световых башен и где в космической дали подвешены штанкеты.

Световая башня и штанкеты зала "Стравинский", театр "Геликон-опера"

Тяжелая механика есть и здесь: на поверхности планшета при помощи лебедок перемещается огромный подиум с поворотным кругом. Также имеется звонница с историческими колоколами.

Звонница в театре "Геликон-опера"

А управляется вся машинерия с единого пульта, оснащенного сенсорным экраном.

Пульт управления сценой. Театр "Геликон-опера"

Мастер сцены Андрей показал на экране различные режимы работы пульта и для примера привел в движение занавес (опять же, из зала не видно, но занавес покрыт автографами гостей «Геликона»). Перед нами появился зрительный зал — вид, обычно открывающийся артистам.

Вид в зал "Стравинский" со сцены. Театр "Геликон-опера"

Во время реконструкции «Геликон-оперы» перед инженерами стояла задача вписать современный оперный театр в пространство, занимавшееся историческим особняком. Зал «Стравинский» расположен во дворе — отсюда окна по периметру и ставший вип-ложей портик внутри. Над залом мерцает звездное небо, при помощи кристаллов Swarovski воссозданное по фотографии в ночь четвертьвекового юбилея «Геликона» — 10 апреля 2015 года.

Здание театра слишком мало, чтобы служить складом, и декорации доставляются при помощи габаритных грузовичков: текущий спектакль смонтирован, следующий — в ожидании монтажа, как уже упоминавшийся «Садко». А на сцене — «Кармен», одна из старейших (1996 год) постановок театра. Остов машины справа служит пристанищем Кармен

На сцене зала "Стравинский" в декорациях спектакля "Кармен". Театр "Геликон-опера"

Отдельный мир — оркестровая яма со специфическими приколами музыкантов.

Играй, барабанщик! Театр "Геликон-опера"

Тайной тропой выходим со сцены… и попадаем прямо к портрету княгини Шаховской, встречающему гостей театра на входе в гардероб. Рядом — арт-водопад, любимое место зрительских фотосессий.

Декоративный водопад в театре "Геликон-опера"

Вот и всё. После ответов на оставшиеся вопросы остается поблагодарить причастных к организации и проведению за интересную ночную экскурсию, а затем пообещать геликоновскому Призраку Оперы скорую встречу — такие обеты негоже нарушать.

Фотографии автора.

PS: Знающие люди уточнили, что геликоновские коты – на самом деле кошки, причем с вагнеровскими именами: Ортруда, Зиглинда,... Моя совесть чиста – не будучи представлен кошачьему цеху, использовал в тексте слово «кот» как обозначение вида, а не указание пола. Да, жуткий сексизм:) (вернуться к котам)

Похожие темы

  • «Евгений Онегин» в Геликоне: классика эпохи ремиксов

    Новый Геликон оглушает лоском. Небольшие комнаты в свежих красках, приветливые банкетки и мягкие стулья — обстановка больше напоминает не театр как культурное учреждение «пришел — послушал — ушел», а в меру элитный клуб,…

  • Экскурсия в Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского

    В назначенное время на крыльце театра нас встретила администратор Дарья Великанова. Немного подождав опаздывающих, она передала нас заведующей лит. частью Наталье. Освежив наши знания об истории здания и образовании…

Рубрика: Кулуары Геликон-опера 

Комментарии

  1. Дмитрий

    27 марта 2016 at 21:19

    Федор, для непрофессионала у вас зоркий на ракурсы глаз, превосходное чувство композиции и все в порядке с критическим отбором результатов. За час вам удалось снять ёмкий, интересный и красивый цикл при сложном естественном освещении. Как профессиональный фотограф со стажем искренне поздравляю с удачей. Держите планку.
    Дмитрий С.

    Ответить
    • Fedor Borisovich

      28 марта 2016 at 13:57

      Спасибо, Дмитрий! Я как раз стараюсь делать свои репортажи емкими, интересными и красивыми - рад положительной оценке профессионала. Буду стремиться к совершенству :)

      Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Риголетто» в нюансе «пиано»
    (Новая Опера 15.03.2015)

  •  

    «Царская невеста» в Большом
    (премьера, день первый)

  •  

    Дон Карлос
    (Большой театр 02.11.2014)

  •  

    Андрей Валентий в Камерном зале ММДМ

  •  

    Евгений Онегин
    (МАМТ 11.01.2015)

  •  

    Возвращение Итальянки в Алжир
    (МАМТ 24.12.2015)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов