Аида (МАМТ 25.07.2014)
Дата: 25.07.2014
Место: МАМТ
Состав:
- Аида – Анна Нечаева
- Амнерис – Лариса Андреева
- Радамес – Нажмиддин Мавлянов
- Рамфис – Дмитрий Ульянов
- Амонасро – Антон Зараев
- Фараон – Роман Улыбин
- Жрица – Евгения Афанасьева
- Гонец – Валерий Микицкий
- Дирижер – Феликс Коробов
Спектакль, в котором выделить кого-то одного было невозможно — ровный и очень высокий уровень исполнения показали все. Но самым захватывающим, пожалуй, получилась дуэль двух достойных соперниц — Аиды и Амнерис.
Анна Нечаева играет пронзительно, точно и, что меня всякий раз приводит в трепет — с убедительностью, вполне подходящей и для кинематографических крупных планов. Лариса Андреева… тут просто нет слов — если дуэт с Аидой просто восхищает, то Сцена Амнерис вводит в транс, а в конце сцены накачанная энергией артистки публика взорвалась аплодисментами прямо в оркестр, задвинув все приличия. И пусть не говорят про то, что магнетизм актера распространяется на первые пять рядов партера — Лариса убила, порвала в клочья весь забитый до отказа зал. Её чистейшие си-бемоли — страшной силы оружие. Про неописуемое, но отчетливо ощущаемое женское обаяние всех образов Ларисы Андреевой я уже много раз говорил — и с удовольствием повторяюсь.
Прекрасен был Нажмиддин Мавлянов — премьерное пластическое решение Радамеса было детализировано, а голос… О, голос творил чудеса артистизма — передавал тонкие оттенки эмоций, при этом, казалось, без малейшего напряжения летел в зал, прорезая оркестр произвольной плотности. Вспомнилось, как в интервью журналу «Филармоник» Нажмиддин упоминал историю о том, как советская публика не поняла Николая Гедду, спевшего арию с цветком с кульминацией пианиссимо морендо, как написано у автора. Воспользовавшись предоставляемой репертуарными спектаклями возможностью варьировать исполнения, в этот раз Нажмиддин спел «…un trono vicino al sol» в «драматической» традиции — крепко, с крещендо от меццофорте.
Вокальные и актерские преображения Дмитрия Ульянова сами по себе — тема для подробного рассказа. В этом смысле роль Рамфиса не дает большого простора для выражения, но из того, что можно было выжать из очень «басового» образа величественного и грозного верховного жреца, Дмитрий показал и спел 100… нет — 120%. Звук был очень хорош!
Амонасро Антона Зараева — красивый, мощный бас-баритон с преобладанием грозовых красок (даже когда по-отечески уговаривает Аиду — все равно суров!) Певец органичен во всех своих ролях, но, пожалуй, именно Амонасро на данный момент — самая яркая его работа. Единственное, в сцене на берегу Нила прятаться в декорации, с глаз зрителей, по-моему, все-таки не надо — лучше, чтобы Амонасро оставался на виду, как было в премьерных спектаклях. Иначе дуэт Аиды и Радамеса теряет скрытый драматизм от тайного присутствия Амонасро.
Вместе со всеми завсегдатаями театра в больших и малых ролях обожаю Романа Улыбина — за неповторимые образы с точно выверенной долей артистизма. Фараон у него очень солидный и звучал вчера — под стать.
В оркестре мне и на этом спектакле не все понравилось. Скажу так: в правой части регулярно происходило что-то необъяснимое моим слуховым опытом. Но за вычетом традиционно забивающей все тубы в Храме Вулкана, двух моментов разброда в Триумфальной сцене (в экспозиции и в финале сцены) и эпизодически странного звука в сцене Судилища — получилась впечатляюще страстная и пластичная «Аида». Феликс Коробов — творец, диктатор… и просто чуткий дирижер, владеющий умением держать зал до истаивания последней ноты Особенно впечатляющей была тишина, в которой растворялись заключительные звуки «Ritorna vincitor» — черный занавес опустился, дирижер уже показал «всё!» а зал еще несколько мгновений пребывал в оцепенении.
Хор звучал мощно и красиво, хоть и не так слаженно, как на прошлом (24 июля) спектакле — прежде всего это касается Триумфальной сцены, где вступления голосов напоминали, скорее, борисогодуновское «Божьи люди… Божьи люди…». Ну, живое исполнение — чего не бывает.
Я понял отчего как-то особенно к сердцу пришлись обе июльские Аиды. После выпендрежного новаторства давешних питерских премьер Бархатова и Вика бриллиантово строгая постановка Петера Штайна особенно привлекательно сияла всеми своими гранями, которыми не устану любоваться — вот, например, в сентябре…
PS: К слову, в атриуме заменили афишу со странным фото, где были все главные герои «Аиды», кроме Радамеса, на анонс открывающих следующий сезон сентябрьских спектаклей — наверное, чтобы в ближайшие пару дней до закрытия сезона все могли увидеть:)
Похожие темы
Аида (МАМТ 24.07.2014)
На поклонах отчетливо не хватало Петера Штайна, подарившего театру и Москве этот оперный шедевр в его музыкально-театральном единении. Спектакль, как и премьерная серия
«Аида» на фестивале «Золотая маска» (МАМТ 05.03.2015)
Итак, 5 марта состоялся еще один спектакль «Аиды» в замечательной постановке Петера Штайна.
«Аида» – концертное исполнение в ММДМ
На сегодняшней «Аиде» я поймал себя на мысли, что все-таки акустика в Светлановском зале Дома музыки оставляет желать много лучшего. Например, отмечается явное эхо.
«Аида» в Минске — слово о создателях
Хочу нарушить традицию и сказать несколько неприкрыто восторженных слов не об артистах. Вчера у меня состоялось третье очное знакомство с постановками Михаила Панджавидзе