Аида (МАМТ 25.07.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 25.07.2014

Место: МАМТ

Состав:

  • Аида – Анна Нечаева
  • Амнерис – Лариса Андреева
  • Радамес – Нажмиддин Мавлянов
  • Рамфис – Дмитрий Ульянов
  • Амонасро – Антон Зараев
  • Фараон – Роман Улыбин
  • Жрица – Евгения Афанасьева
  • Гонец – Валерий Микицкий
  • Дирижер – Феликс Коробов
«Аида», МАМТ, 25 июля 2014

Больше фотографий

Спектакль, в котором выделить кого-то одного было невозможно — ровный и очень высокий уровень исполнения показали все. Но самым захватывающим, пожалуй, получилась дуэль двух достойных соперниц — Аиды и Амнерис.

Анна Нечаева играет пронзительно, точно и, что меня всякий раз приводит в трепет — с убедительностью, вполне подходящей и для кинемато­графических крупных планов. Лариса Андреева… тут просто нет слов — если дуэт с Аидой просто восхищает, то Сцена Амнерис вводит в транс, а в конце сцены накачанная энергией артистки публика взорвалась аплодисментами прямо в оркестр, задвинув все приличия. И пусть не говорят про то, что магнетизм актера распростра­няется на первые пять рядов партера — Лариса убила, порвала в клочья весь забитый до отказа зал. Её чистейшие си-бемоли — страшной силы оружие. Про неописуемое, но отчетливо ощущаемое женское обаяние всех образов Ларисы Андреевой я уже много раз говорил — и с удовольствием повторяюсь.

Прекрасен был Нажмиддин Мавлянов — премьерное пластическое решение Радамеса было детализировано, а голос… О, голос творил чудеса артистизма — передавал тонкие оттенки эмоций, при этом, казалось, без малейшего напряжения летел в зал, прорезая оркестр произвольной плотности. Вспомнилось, как в интервью журналу «Филармоник» Нажмиддин упоминал историю о том, как советская публика не поняла Николая Гедду, спевшего арию с цветком с кульминацией пианиссимо морендо, как написано у автора. Воспользо­вавшись предостав­ляемой репертуарными спектаклями возможностью варьировать исполнения, в этот раз Нажмиддин спел «…un trono vicino al sol» в «драматической» традиции — крепко, с крещендо от меццофорте.

Вокальные и актерские преображения Дмитрия Ульянова сами по себе — тема для подробного рассказа. В этом смысле роль Рамфиса не дает большого простора для выражения, но из того, что можно было выжать из очень «басового» образа величественного и грозного верховного жреца, Дмитрий показал и спел 100… нет — 120%. Звук был очень хорош!

Амонасро Антона Зараева — красивый, мощный бас-баритон с преобладанием грозовых красок (даже когда по-отечески уговаривает Аиду — все равно суров!) Певец органичен во всех своих ролях, но, пожалуй, именно Амонасро на данный момент — самая яркая его работа. Единственное, в сцене на берегу Нила прятаться в декорации, с глаз зрителей, по-моему, все-таки не надо — лучше, чтобы Амонасро оставался на виду, как было в премьерных спектаклях. Иначе дуэт Аиды и Радамеса теряет скрытый драматизм от тайного присутствия Амонасро.

Вместе со всеми завсегдатаями театра в больших и малых ролях обожаю Романа Улыбина — за неповторимые образы с точно выверенной долей артистизма. Фараон у него очень солидный и звучал вчера — под стать.

В оркестре мне и на этом спектакле не все понравилось. Скажу так: в правой части регулярно происходило что-то необъяснимое моим слуховым опытом. Но за вычетом традиционно забивающей все тубы в Храме Вулкана, двух моментов разброда в Триумфальной сцене (в экспозиции и в финале сцены) и эпизодически странного звука в сцене Судилища — получилась впечатляюще страстная и пластичная «Аида». Феликс Коробов — творец, диктатор… и просто чуткий дирижер, владеющий умением держать зал до истаивания последней ноты Особенно впечатляющей была тишина, в которой растворялись заключительные звуки «Ritorna vincitor» — черный занавес опустился, дирижер уже показал «всё!» а зал еще несколько мгновений пребывал в оцепенении.

Хор звучал мощно и красиво, хоть и не так слаженно, как на прошлом (24 июля) спектакле — прежде всего это касается Триумфальной сцены, где вступления голосов напоминали, скорее, борисо­годуновское «Божьи люди… Божьи люди…». Ну, живое исполнение — чего не бывает.

Я понял отчего как-то особенно к сердцу пришлись обе июльские Аиды. После выпендрежного новаторства давешних питерских премьер Бархатова и Вика бриллиантово строгая постановка Петера Штайна особенно привлекательно сияла всеми своими гранями, которыми не устану любоваться — вот, например, в сентябре…

PS: К слову, в атриуме заменили афишу со странным фото, где были все главные герои «Аиды», кроме Радамеса, на анонс открывающих следующий сезон сентябрьских спектаклей — наверное, чтобы в ближайшие пару дней до закрытия сезона все могли увидеть:)