Борис Годунов (Большой театр 16.09.2014)
Дата: 16.09.2014
Место: Большой театр России, Историческая сцена
Состав:
- Борис Годунов – Дмитрий Белосельский
- Самозванец – Роман Муравицкий
- Марина Мнишек – Ирина Долженко
- Шуйский – Виталий Таращенко
- Пимен – Петр Мигунов
- Федор – Юлия Мазурова
- Мамка Ксении – Александра Дурсенева
- Андрей Щелкалов – Андрей Григорьев
- Ксения – Кристина Мхитарян
- Варлаам – Валерий Гильманов
- Мисаил – Юрий Маркелов
- Шинкарка – Ирина Рубцова
- Юродивый – Станислав Мостовой
- Никитич – Владимир Красов
- Митюха – Александр Короткий
- Ближний боярин, Кромской боярин – Вадим Тихонов
- Две бабы – Оксана Горчаковская, Ангелина Никитченко
- Дирижер – Александр Поляничко
В восстановленном «Борисе» у меня до сегодняшнего дня не получалось послушать Дмитрия Белосельского. Оставалось с завистью читать рецензии и слушать впечатления друзей. В том числе тех, кому сам же отдавал билеты на Бориса-Белосельского, когда выяснялось, что не могу пойти).
Сегодня все звезды встали, как надо. Что могу сказать: да, по-моему, Дмитрий Белосельский — лучший Борис из теоретически представимых на сегодня. И, одновременно, Борис Годунов — пожалуй, лучшая из ролей Дмитрия Белосельского, в которых я его слышал. Сплав вокального совершенства с умным пением, самобытным рисунком роли и высочайшей исполнительской культурой. Я не представлял, что в роли Бориса всё можно петь — Дмитрий не проговаривает ни одной фразы, красиво интонируя каждое слово. Игра под девизом «необходимо и достаточно» — ничего лишнего, но при этом не остается ощущения недоигрывания. Артистическая харизма — на весь Большой театр. Все как мне и обещали: на сцене был не артист, а царь Борис. А народом был я.
Конечно, впечатления не исчерпываются главной ролью — спектакль вообще был удачным. Самой приятной неожиданностью стала Юлия Мазурова, спевшая Федора. Я слышал ее дебют в прошлом сезоне — там была весьма ученическая игра и осторожное пение. Сегодня все было на месте — и подвижность, и лучезарность, и, что особенно приятно, — звонкий объемный голос, за становлением которого я два года с симпатией наблюдал на концертах Молодежной оперной программы Большого. К слову, это первый выход Юлии на сцену в качестве штатной солистки Большого театра — с чем ее и поздравляю, желая побольше больших ролей в Большом и за его пределами.
Стабильно звучен был Петр Мигунов, интересно спевший Пимена. Ирину Рубцову, если память мне не изменяет, я впервые слышал Шинкаркой и добавил эту роль в актив, к уже оцененным по достоинству Лариной и Сабуровой. Всегда рад слышать Виталия Таращенко, которого отличает завидная вокальная форма и умение точно распорядиться голосом. Незабываема и любима пара Варлаам-Мисаил в исполнении Валерия Гильманова (который, похоже, был особенно в ударе) и Юрия Маркелова. Станислав Мостовой отточил роль Юродивого вокально и артистически: пронзительный, прекрасно ложащийся на партию, голос, цельная пластика и отменное лицедейство. Ну и, конечно, вызывает уважение подвиг Романа Муравицкого, по замене поющего «оральную» партию Самозванца во всей серии.
Оркестр с Александром Поляничко понравился и много приятных моментов доставил хор — мне показалось, что даже «фоновые» хоры, вроде хора в Чудовом монастыре, были слышны чётче, чем обычно.
Похожие темы
«Борис Годунов» из Екатеринбурга на «Золотой маске»
Спектакль предусмотрительно дают без антракта, но ручейки уходящих начали струиться уже во время сцены в Чудовом монастыре, когда особо чувствительные любители оперы услышали как поют Пимен и Самозванец
«Борис Годунов», первая редакция (Новая Опера 28.05.2014)
Был, конечно. Где же еще в Москве можно послушать первую редакцию «Бориса Годунова», да в столь бережном и, одновременно, необычном воплощении.
Старые афиши: «Жизнь за царя», «Хованщина», «Борис Годунов»
Наверное, самая жестокая оперная несправедливость — то, что о золотом веке оперы — девятнадцатом — не сохранилось аудио-видео-свидетельств. Поэтому с особым трепетом я внимаю единственным свидетельницам того времени — афишам.