«Хованщина»: занавес премьеры! (19-22.02.2015)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 19–22.02.2015

Место: МАМТ

Состав:

19 февраля 2015

  • Иван Хованский – Дмитрий Ульянов
  • Андрей Хованский – Николай Ерохин
  • Голицын – Нажмиддин Мавлянов
  • Шакловитый – Антон Зараев
  • Досифей – Дмитрий Степанович
  • Марфа – Ксения Дудникова
  • Эмма – Мария Макеева
  • Сусанна – Наталья Мурадымова
  • Подьячий – Валерий Микицкий
  • Кузька – Дмитрий Полкопин
  • Стрешнев – Дмитрий Кондратков
  • Дирижер – Александр Лазарев

21 февраля 2015

  • Иван Хованский – Андрей Валентий
  • Андрей Хованский – Нажмиддин Мавлянов
  • Голицын – Валерий Микицкий
  • Шакловитый – Алексей Шишляев
  • Досифей – Дмитрий Степанович
  • Марфа – Наталья Зимина
  • Эмма – Мария Макеева
  • Сусанна – Наталья Мурадымова
  • Подьячий – Чингис Аюшеев
  • Кузька – Артем Сафронов
  • Стрешнев – Александр Нестеренко
  • Дирижер – Александр Лазарев

22 февраля 2015

  • Иван Хованский – Дмитрий Ульянов
  • Андрей Хованский – Николай Ерохин
  • Голицын – Нажмиддин Мавлянов
  • Шакловитый – Антон Зараев
  • Досифей – Денис Макаров
  • Марфа – Ксения Дудникова
  • Эмма – Елена Гусева
  • Сусанна – Ирина Ващенко
  • Подьячий – Валерий Микицкий
  • Кузька – Дмитрий Полкопин
  • Стрешнев – Александр Нестеренко
  • Дирижер – Александр Лазарев
Антон Зараев - Шакловитый, Нажмиддин Мавлянов - Голицын, Денис Макаров - Досифей, Александр Лазарев, Ксения Дудникова - Марфа, Дмитрий Ульянов - Иван Хованский («Хованщина» в МАМТ, 22 февраля 2015)

По-хорошему завидую людям, которые всего после одного спектакля «Хованщины» сразу пишут развернутые статьи о концепции постановки, сверхзадаче и исторической подоплеке. Я вот четыре раза посмотрел спектакль и до сих пор затрудняюсь тезисы сформулировать. Когда такое сильное впечатление, у меня все-таки эмоциональное восприятие превалирует над аналитическим.

Так что я уж лучше о своих впечатлениях и, прежде всего, о певцах. Они, конечно, все молодцы! А ведь некоторым пришлось и три раза на сцену выходить, и даже четыре, т. е. практически у них был только один день отдыха за пять дней. Во второй день, 19 февраля, спектакль пел практически тот же состав, что и в первый, за исключением того, что партию Досифея, которую исполнял Дмитрий Степанович, партию Эммы — Мария Макеева, а партию Сусанны — Наталья Мурадымова. И интересно, что практически все, кому пришлось петь два дня подряд, спели еще лучше! Снимаю шляпу в знак моего восхищения!

Досифей в исполнении Дмитрия Степановича (а он пел и 19, и 21 февраля) сразу поражает огромным объемом и мощью своего голоса. Исполнитель наделил своего персонажа непоколебимой внутренней убежденностью в своей правоте и колоссальной энергетикой, выплескивающейся как из жерла действующего вулкана. Поэтому в главных выходных эпизодах («Бесноватые! Почто беснуетесь?», «Облекайтеся в ризы светлые…», «Труба Предвечного!..» и т.д.) он выглядел весьма эффектно и убедительно. Но в развернутых монологах, экспериментируя с обертонами, которых у певца гигантское количество, Степанович, как мне показалось, увлекшись поиском оттенков, несколько переусердствовал и часто делал звук слишком открытым, пёстрым и характерным. Но в целом Досифей получился уникальной харизматичной личностью.

Потом был день отдыха, а 21 февраля спектакль исполнял уже полностью другой состав. И одной из самых ярких фигур в нем был Иван Хованский. В этой партии я наконец увидел на сцене солиста Национального театра оперы и балета Белоруссии Андрея Валентия, которого до этого слышал только в концертах. Голос Валентия — это фактурный густой бас с мясистым и вязким звуком. Пел он весьма выразительно, играл азартно, особенно мне понравилась сцена «Будто и вправду мы больше не главенствуем?», где очень хорошо получились иронически-кичливые интонации.

Нажмиддин Мавлянов на этот раз перевоплотился в Андрея Хованского. Больше всего меня поразило, что он спел эту партию несколько другим вариантом своего голоса (по сравнению с выступлением в роли Голицына), как мне показалось, более открытым и более «русским» звуком, причем с ярко выраженным московским «акающим» произношением. При этом звук был не просто крепким, а горячим, местами просто пылающим, а игра — очень темпераментной и страстной. Запомнились яркие моменты, когда он с досады расшвыривает ногами скамейку и табуретку или когда он, пытаясь защитить Эмму от стрельцов, со всего размаху врезается саблей в бревенчатую стену. Задумчиво, грустно и очень по-русски прозвучала на пиано и песня «Где ты, моя волюшка?»

Валерий Микицкий тоже работал «без выходных», и в этом составе он пел Голицына. Надо сказать, что и на этот раз образ получился очень интересным, прежде всего благодаря достаточно крепкому голосу Микицкого с его запоминающимся тембром и интонациями. Дикция у Микицкого прекрасная, фразировка очень осмысленная, он весьма разнообразно и в то же время последовательно, опираясь на богатые традиции исполнения, изобразил характер своего героя.

Достаточно смелым решением, на мой взгляд, было назначение на роль Марфы еще неопытной певицы Натальи Зиминой. Тем более приятно, что молодая певица постаралась сделать всё, что в ее силах, а местами даже сделала больше, чем могла, особенно когда у нее второе дыхание в конце открылось! Партия, конечно, очень сложная и выматывающая. Голос у Натальи очень интересного тембра, правда, пока недостаточно выровненный. Верхний регистр звучал ярко и наполненно, нижний — пожалуй, иногда слишком заглубленно, а на переходных нотах были заметны шероховатости. На широкие, длинные фразы, например, в начале сцены с Андреем и сцены гадания не всегда хватало дыхания, и звук терял опору, возможно, это было связано и с волнением. Потом певица обрела некоторую уверенность и запела более спокойно и расчетливо. Вот только дикция у нее, к сожалению, так и осталась неразборчивой. В последних сценах певица, кажется, нашла свой звук, это придало ей новые силы, и монологи «Видно ты не чуял, княже…» и «Слышал ли ты — вдали за этим бором…» прозвучали вполне достойно. Думаю, что в дальнейшем певица наберется опыта, и голос у нее разовьется — потенциал там большой, я это увидел, когда она еще Розину пела.

Алексей Шишляев в партии Шакловитого сначала звучал немного сипловато, но быстро распелся. Его большой, крепкий голос очень хорошо подходит для этой партии. Такой плотный, упругий, насыщенный звук отлично передавал характер персонажа. Вот играл Шишляев, пожалуй, не так ярко, немного скованно у него получалось. Но сложнейшая ария была спета убедительно. И в целом мне понравилось.

Чингис Аюшеев весьма добротно спел и хорошо сыграл две яркие сцены с участием Подьячего, нашел интересные детали для образа. Мария Макеева была трогательно беззащитна в образе Эммы, весьма эффектно звучал ее голос особенно в верхнем регистре. Наталья Мурадымова порадовала своим неповторимым голосом в небольшой партии Сусанны. Артем Сафронов хорошо сыграл Кузьку, вот только немного не хватает у него пока звучности. Зато очень запомнился Александр Нестеренко в совсем маленькой партии боярина Стрешнева! Здорово прозвучал!

А 22 февраля в последний день премьерной серии мы снова слушали первый состав! И все прошло «на ура» ! Такое впечатление, что постановка набирает мощь (и исполнители тоже!), и это еще не предел! В итоге хочу сказать, что спектакль получился очень сильным и сценически и, прежде всего музыкально! Я уже говорил, что хор звучит гениально! Оркестр под управлением Александра Лазарева прекрасен: играет тонко, чутко, разнообразно. Когда-то я так любил постановку «Хованщины» в БТ в редакции Римского-Корсакова, что знал там каждое слово, каждый вздох! Такое впечатление, что за четыре раза я проникся и версией Шостаковича, еще несколько спектаклей и тоже наизусть выучу! Финал с «голосом с неба» очень сильный! Певцы все, даже те, у кого маленькие партии, пели на таком подъеме, с таким воодушевлением! И главное, пели от спектакля практически все всё лучше и лучше!

Самые сильные впечатления у меня связаны с великолепной Марфой — Ксенией Дудниковой, блестяще выступившим в роли Ивана Хованского Дмитрием Ульяновым (Вы не поверите — в последнем спектакле он играл и пел еще лучше!) и яркими выступлениями Нажмиддина Мавлянова в двух таких разных партиях партиях: честное слово, и Голицына, и Андрея Хованского он спел на таком высоком уровне, что я даже не могу сказать, кто из них лучше — попадание в стиль удивительное, тем более, что до этого произведения Мусоргского певец никогда не исполнял. Ярок и своеобразен был Дмитрий Степанович в Досифее, весьма хорошее впечатление произвел Николай Ерохин в роли Андрея, причем он продолжал работать над партией от спектакля к спектаклю. Безусловно, хорош был Денис Макаров со своим интересным тембром. Да и все остальные — молодцы! Поэтому и получился такой потрясающий спектакль! Спасибо, дорогие! Я еще приду! :)

Комментарии

Дьякова Наталья

8 марта 2015 • 18:18

Была 22-го и в восторге! Молодцы все, но больше всех понравилась Марфа. Столько женственности, удивительный голос! Браво!

В настоящее время возможность комменти­рования на сайте «Голос публики» отключена