«Орфей и Эвридика» – премьера в МАМТ

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 22.12.2014

Место: МАМТ, Малая сцена

Состав:

  • Орфей – Екатерина Лукаш
  • Эвридика – Инна Клочко
  • Амур – Дарья Захарова
  • Королева – Анастасия Першенкова
  • Король – Денис Велев
  • Музыкальный руководитель постановки и дирижер – Тимур Зангиев
Глюк - «Орфей и Эвридика» (Премьера в МАМТ, декабрь 2014)

Сегодня на Малой сцене МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы Глюка «Орфей и Эвридика». А у меня с этой оперой связаны настолько приятные ассоциации, что я не мог не пойти…

Дело в том, что когда-то именно она открыла мне удивительный мир музыки, причем не просто как объекта пассивного аудирования. Дело было в середине восьмидесятых годов прошлого века, я был молод и влюблен, а предмет моей первой нежной страсти как раз поступил в музыкальное учебное заведение учиться вокалу. Это была чудесная девушка, и ее так переполняла музыка, она была так увлечена, что я не мог не разделить этой страсти и даже старался по мере сил постигать музыкальную науку вместе с ней. И вот однажды она принесла достаточно тонкий том в твердой обложке и сказала: «Смотри, это клавир!» (я до этого не видел еще клавиров-то!). Она объяснила. что по нему можно на пианино сыграть всю оперу, показала, что там три строчки, верхняя — для голоса, две нижние — для правой и левой руки. Как Вы догадываетесь, это был клавир «Орфея» Глюка.

Оперу я к тому времени мы с ней уже слушали на пластинках (виниловых!), у нас был комплект, где партию Орфея Козловский исполнял (это была практически единственная запись, которую тогда можно было купить в Союзе, а точнее, вытащить из запасников мамы или бабушки). И вот она сначала поставила пластинку, а потом села за пианино (она в отличие от меня закончила музыкальную школу и всегда хорошо играла с листа) и, глядя в клавир, взяла несколько аккордов, спев при этом за хор: «Чей это дерзкий дух наш потревожил слух? Кто смел явиться в ад и в мрак подземных врат свой бросить взгляд?»

Глюк - «Орфей и Эвридика» (Премьера в МАМТ, декабрь 2014)

Это было чудо! Оказывается, всё, что было на пластинках, можно самому просто вот так сыграть и спеть! По клавиру! (Ну, уж как получится)…Ну, я, конечно, тоже стал учиться играть, хотелось же в четыре руки, точнее, в три, она фортепианную, а я — ту самую верхнюю строчку, вокальную партию (которую одним пальцем можно!). У них там была потрясающая учительница по музлитературе (к сожалению, забыл, как звали), тетрадь по этому предмету читалась как роман! И особенно интересными были главы об оперной реформе Глюка. И моя девушка, играя эту музыку, все время повторяла: «Ты послушай, как это просто и гениально!» И я до сих пор хорошо помню. что трагическая ария Орфея «Потерял я Эвридику» написана в тональности до-мажор и только в одном месте в минор переходит…

Конечно, после этого мое увлечение музыкой развивалось, я научился играть на пианино (по самоучителю, слабо, конечно), но клавиры всегда обожал… особенно тот первый, орфеевский. Конечно, я с тех пор много записей этой оперы в разных версиях послушал, но, видите, до сих пор помню слова в русском переводе… Простите за длинное лирическое отступление, вернемся в сегодняшний день.

Как вы догадываетесь, музыка Глюка с тех пор менее гениальной не стала. Она изумительно проста, ничего лишнего или вычурного. В программке написано, что исполняется «музыкальная редакция театра». Опера идет на итальянском языке с русскими титрами (слева сверху на полоске). Честно говоря, я не рылся в редакциях перед премьерой, чтобы не нарушить свежесть восприятия (после стольких-то лет!), потом, конечно, прочитаю об этом. Сейчас о впечатлениях.

Как я понял (а, вы помните, что я до премьеры обычно ничего не читаю о постановке, надеясь сам хоть немного понять, что к чему), вся история с Орфеем и Эвридикой поставлена как спектакль- дивертисмент во дворце короля и королевы. Постановка Ирины Лычагиной мне показалась интересной, много балетных сцен, причем отличить артистов кордебалета от юных и очень стройных певиц и певцов (в том числе и в хоре) не представляется возможным! Особенно понравились барочные костюмы (и очень красивые прически, в частности, у двух фрейлин!). Сценография и изобразительное решение тоже понравились, за исключением пары деталей (а именно шведской стенки слева и разматываемых с характерным неприятным звуком рулонов целлофана, с помощью которых фурии отсекают несчастного Орфея от вновь обретенной жены, когда он нарушает строгий уговор не смотреть на Эвридику).

Екатерина Лукаш - Орфей (Премьера в МАМТ, декабрь 2014)

Теперь о певцах (кстати, все партии исполняют студенты вокального факультета РАТИ), точнее, в основном о певицах, ибо партию Орфея в этой редакции исполнила очень интересный женский голос (мне показалось — даже средний между меццо-сопрано и контральто!) — Екатерина Лукаш. Тембр мне очень понравился — прежде всего, своей индивидуальностью и достаточной ровностью. Хорошая дикция, всё очень выразительно получается. Конечно, хотелось бы, чтобы звук был более округлым и более объемным, но ведь голос, я уверен, еще разовьется, студентка совсем молодая.

Исполнявшая партию Эвридики Инна Клочко очень понравилась мне еще в спектакле МАМТ «Дон Жуан», где она весьма успешно поет Церлину. У нее очень красивый и уже хорошо оформленный голос чистого тембра, мягкий звук, наверху такой светлый колокольчик, который хочется все время слушать, очень осмысленная и выразительная фразировка, и вообще, она совершенно очаровательна.

Инна Клочко - Эвридика (Премьера в МАМТ, декабрь 2014)

Партию Амура пела Дарья Захарова. У нее тоже будет хороший голос, но пока немного ощущалась небольшая сипотца, а, может быть, она просто приболела. Но как она танцует, если бы Вы видели, как она вообще двигается по сцене! (Кстати, пол там, как мне показалось, был достаточно скользким, выглядел, как светлый отполированный мрамор, ну, а что на самом деле было — не знаю)! Так вот, по этому самому полу она просто порхала, легкая, как пушинка! И тоже — необыкновенно мила!

Небольшую партию Короля спел весьма фактурный Денис Велев. Мне показалось — достаточно удачно. И голос мне понравился, как я понял, высокий бас — нормально звучит, незадавленный. А роль Королевы исполнила солистка балета Анастасия Першенкова. Великолепно танцует и просто писаная красавица! А какой у нее был костюм с красной накидкой или плащом! Весьма стильно и эффектно выглядела пятерка фурий — артисты кордебалета под «предводительством» Андрея Альшакова! Оркестр под руководством Тимура Зангиева, который играл над зрителями на балконе, мне очень понравился!

Словом, не только ухо насладилось любимой с юности музыкой, но и глаз отдохнул на очаровательных женщинах, подтянутых мужчинах и барочном интерьере. Спасибо всем! Как видите, рассказ получился необычным, но зато от души!