Севильский цирюльник с дебютом Розины

Автор: Федор Борисович

Дата: 12.11.2014

Место: МАМТ

Состав:

  • Фигаро – Арсен Согомонян
  • Розина – Наталья Зимина
  • Граф Альмавива – Томас Баум
  • Доктор Бартоло – Денис Макаров
  • Дон Базилио – Дмитрий Степанович
  • Берта – Наталья Мурадымова
  • Дирижер – Тимур Зангиев
«Севильский цирюльник» в МАМТ, 12 ноября 2014

Больше фотографий

Нет, конечно, я знаю, что настоящих природных меццо очень и очень мало, что нередко в меццо идут сопрано, чуть не дотягивающие самые важные для них верхние ноты. Но МАМТ про дефицит меццо, похоже ещё не знает.

Не успели перевести Ксению Дудникову из новичков в звезды, как на сцене театра — выпускница АХИ, солистка-стажерка Наталья Зимина. Вновь юное меццо, удивляющее природными качествами голоса: большой, объемный голос подвижен настолько, что без труда позволяет не только выводить фиоритуры, но еще и весьма непринужденно заниматься традиционным для арий Россини варьированием украшений. Пожалуй, местами не хватает дикции — особенно на фоне феноменального в этом смысле Дениса Макарова. Верх пока еще не вполне монолитен. Ну и лично мне было многовато «пения руками» — поневоле вспоминал регулярные тирады Образцовой на эту тему в «Большой опере». И ведь права Елена Васильевна — рукомашество мешает и слушать, и воспринимать образ. Но все равно тут даже неуместно говорить что-то вроде «лиха беда начало», а тем более — всуе поминать первые блины, ибо дебют Натальи Зиминой прошел с блеском и заслуженным триумфом. Теперь осталось подождать когда старательность переплавится в мастерство — тем более, как я много раз убеждался, в МАМТ под руководством Тителя этот процесс идет быстро.

В успехе дебюта важную роль сыграл Тимур Зангиев. У него оркестр звучит мягко и довольно предсказуемо. Мне-то Россини больше люб подинамичнее и более вариативно, но своя прелесть есть и в таком благородно аккуратном исполнении. А вот певцам, наверняка, так петь удобнее. И, видимо, поэтому сегодня всех было слышно и все без заметного напряжения вступали вовремя. За исключением недостаточно слаженного ансамбля в финале первого действия — причем, мужской хор стражей порядка был как раз на высоте и стал одним из лучших номеров спектакля. К слову, спектакль, как и недавняя «Травиата» выглядит подтянутым — мизансцены отточены, артисты работают в одно касание и видят, кажется, даже спинами.

Говоря об уравновешенной игре оркестра, поймал себя на том, что похоже можно описать и пение Томаса Баума. В очередной раз певец понравился, прежде всего, в целом, красивым тембром и ровным исполнением — аккуратен в интонациях и четко контролирует голос. Его Альмавива, похоже, не пьет — поэтому совершенно не умеет притворяться пьяным. И скорее рассчетлив — то есть вовсе не авантюрист.

Что и к лучшему! Ведь на спектакль достаточно одного авантюриста — космически обаятельного проныру Фигаро в исполнении Арсена Согомоняна, обладателя неповторимого тембра. Насыщенный нижний регистр, звенящий верхний регистр, отличная дикция — и, конечно, темперамент. Партия впета, поэтому на сцене обыгрывается не только каждая фраза, но и все, к чему певец прикасается — снег, которым он обтирается на форте, зеркало фигаромобиля, термос… да что я говорю — кто видел этот праздник, тот поймет. А кто не видел — надеюсь, прочитав эти строки, в следующий раз не пропустит — у Арсена Согомоняна совершенно оригинальный Фигаро, которого словами описывать бесполезно.

Шикарный, шикарный Бартоло — Денис Макаров! Вроде бы скупой на движения рисунок роли оставляет впечатление comme il faut по эмоциональной наполненности, благодаря цельнолитому образу и красивому, выразительному голосу (это к вышепомянутому вопросу о ненужности «пения руками»).

Дмитрий Степанович был в ударе. Как водится, пользуясь природным артистизмом и уникальными голосовыми данными он перетянул на себя все сцены со своим появлением. Но при этом был неотразим! Явно скучая от необходимости все время петь одно и то же, он обогатил Базилио новыми игровыми элементами, а «Клевету» спел так, как только он умеет — местами на грани или даже за гранью академизма. В итоге зрители, ожидавшие увидеть в спектакле элементы шоу, — получили свое сполна.

Берта — Наталья Мурадымова. Действующее драматическое сопрано поет россиниевскую субретку. Такое может быть только в Станиславского, где ведущие певцы выходят во вторых ролях, а директор оперной труппы — и в третьих, завоевав, замечу, в каждой из них любовь завсегдатаев. В общем, Берта была обаятельна и звучала, конечно же, потрясающе — а кто-то сомневался?