Травиата (Большой театр 01.05.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 01.05.2014

Место: Большой театр России, Историческая сцена

Состав:

  • Виолетта – Альбина Шагимуратова
  • Альфред Жермон – Алексей Долгов
  • Жорж Жермон – Василий Ладюк
  • Флора – Ксения Вязникова
  • Аннина – Ирина Удалова
  • Гастон – Марат Гали
  • Барон Дюфоль – Вадим Лынковский
  • Маркиз д’Обиньи – Федор Тарасов
  • Доктор Гренвиль – Петр Мигунов
  • Джузеппе, слуга Виолетты – Вадим Тихонов
  • Дирижер – Лоран Кампеллоне
Травиата (Большой театр, 1 мая 2014)

E strano, e strano!.. Нет, в самом деле — наваждение. Феноменальной чистоты тембр. Неземной свободы верхний регистр. Объем. Дикция. Нежнейшее пианиссимо. А филировки такие, что, кажется, сердце замедляет удары, чтобы уши лучше слышали этот исчезающий, но до предела слышимости отчетливо ровный звук. Такова Виолетта у Альбины Шагимуратовой.

Так ведь при этом Альбина еще и играет так, что бессмертная душа на addio del passato норовит покинуть тело всед за Виолеттой — чтобы продолжать слушать этот голос, льющийся, кажется, с непринужденной улыбкой, без малейшего напряжения.

«Травиата» — опера для примадонны с оркестром. То есть в ординарном случае на Виолетте можно начинать и заканчивать рассказ. Но не сегодня. Ведь сегодня Жермона-старшего пел Василий Ладюк — певец, приглашения которого на роль не надо ждать по два года, которого запросто можно (и нужно!) слушать в театрах и концертных залах Москвы. Тот случай, когда в момент звучания певца как-то отключается анализатор вокальных составляющих и остаются эмоции — преимущественно, восторженные. Но я попробую быть рациональным. Впечатление, что для голоса певца нет сложностей: ровнейший по окраске и динамическим возможностям диапазон от нижних до верхних нот. Бесконечное дыхание, на котором певец пропевает длиннейшие фразы и — ах, какие! — ферматы. Умение петь форте «человеческим голосом» — без ярко сияющей, но неживой стали. Бесконечное богатство нюансов, заставляющих верить пропеваемым фразам, как словам гипнотизера. Обладая взрывным темпераментом, певец в «Травиате» полностью преображается в степенного, благородного, убитого горем и оттого, по-своему, дьявольски хитрого отца. Ни одного лишнего жеста — какая красноречивая медлительность в реакции на «обнимите меня, как дочь!», а в ансамбле на балу у Флоры и вовсе достаточно статичной позы, чтобы показать чувства персонажа.

В общем, дуэт Виолетты и Жоржа Жермона сегодня вызвал острое желание, чтобы все друзья, знакомые и даже большинство незнакомых оказались рядом в зале и, слушая это волшебство, полюбили оперу так, как я ее люблю.

Алексей Долгов, увы, теряется на этом фоне. С трудом берёт верхние ноты (иногда дискретно — в два подхода), неточно интонирует, пропадает за оркестром. Но при всех недочетах (мне давно известных), певец вызывает, скорее, приятные эмоции — во многом из-за того, что очень естественно играет «весь такой противоречивый» образ мятущегося юнца.

Кой черт понес меня на эту галёрку? Да еще сбоку. Артистов слышно плохо, оркестр — замечательно, а ведь должно быть наоборот! Зато посмотрел, как поет дирижер Лоран Кампеллоне. Хорошо поет — выраженная артикуляция, видно, что старается округлять звук. Было бы совсем хорошо, если бы он еще столь же вдохновенно шел за другими певцами, хотя пара заметных расхождений — не критично. А как бы выиграл спектакль, если бы дирижер не вешал протяжные паузы, в которые только глухой не захлопает от скуки! Сегодня дуэт настойчивого отца и страдающей куртизанки дважды прерывался аплодисментами из-за того, что далёкие от оперы гости Большого решали: пора!

Скажете, глупость рассказывая о таком спектакле выискивать какие-то недочеты? Но, с другой стороны, когда так божественно-дивно поют два главных героя, то подобающего совершенства хочется и во всем остальном.