Травиата (Большой театр 01.05.2014)
Дата: 01.05.2014
Место: Большой театр России, Историческая сцена
Состав:
- Виолетта – Альбина Шагимуратова
- Альфред Жермон – Алексей Долгов
- Жорж Жермон – Василий Ладюк
- Флора – Ксения Вязникова
- Аннина – Ирина Удалова
- Гастон – Марат Гали
- Барон Дюфоль – Вадим Лынковский
- Маркиз д’Обиньи – Федор Тарасов
- Доктор Гренвиль – Петр Мигунов
- Джузеппе, слуга Виолетты – Вадим Тихонов
- Дирижер – Лоран Кампеллоне
E strano, e strano!.. Нет, в самом деле — наваждение. Феноменальной чистоты тембр. Неземной свободы верхний регистр. Объем. Дикция. Нежнейшее пианиссимо. А филировки такие, что, кажется, сердце замедляет удары, чтобы уши лучше слышали этот исчезающий, но до предела слышимости отчетливо ровный звук. Такова Виолетта у Альбины Шагимуратовой.
Так ведь при этом Альбина еще и играет так, что бессмертная душа на addio del passato норовит покинуть тело всед за Виолеттой — чтобы продолжать слушать этот голос, льющийся, кажется, с непринужденной улыбкой, без малейшего напряжения.
«Травиата» — опера для примадонны с оркестром. То есть в ординарном случае на Виолетте можно начинать и заканчивать рассказ. Но не сегодня. Ведь сегодня Жермона-старшего пел Василий Ладюк — певец, приглашения которого на роль не надо ждать по два года, которого запросто можно (и нужно!) слушать в театрах и концертных залах Москвы. Тот случай, когда в момент звучания певца как-то отключается анализатор вокальных составляющих и остаются эмоции — преимущественно, восторженные. Но я попробую быть рациональным. Впечатление, что для голоса певца нет сложностей: ровнейший по окраске и динамическим возможностям диапазон от нижних до верхних нот. Бесконечное дыхание, на котором певец пропевает длиннейшие фразы и — ах, какие! — ферматы. Умение петь форте «человеческим голосом» — без ярко сияющей, но неживой стали. Бесконечное богатство нюансов, заставляющих верить пропеваемым фразам, как словам гипнотизера. Обладая взрывным темпераментом, певец в «Травиате» полностью преображается в степенного, благородного, убитого горем и оттого, по-своему, дьявольски хитрого отца. Ни одного лишнего жеста — какая красноречивая медлительность в реакции на «обнимите меня, как дочь!», а в ансамбле на балу у Флоры и вовсе достаточно статичной позы, чтобы показать чувства персонажа.
В общем, дуэт Виолетты и Жоржа Жермона сегодня вызвал острое желание, чтобы все друзья, знакомые и даже большинство незнакомых оказались рядом в зале и, слушая это волшебство, полюбили оперу так, как я ее люблю.
Алексей Долгов, увы, теряется на этом фоне. С трудом берёт верхние ноты (иногда дискретно — в два подхода), неточно интонирует, пропадает за оркестром. Но при всех недочетах (мне давно известных), певец вызывает, скорее, приятные эмоции — во многом из-за того, что очень естественно играет «весь такой противоречивый» образ мятущегося юнца.
Кой черт понес меня на эту галёрку? Да еще сбоку. Артистов слышно плохо, оркестр — замечательно, а ведь должно быть наоборот! Зато посмотрел, как поет дирижер Лоран Кампеллоне. Хорошо поет — выраженная артикуляция, видно, что старается округлять звук. Было бы совсем хорошо, если бы он еще столь же вдохновенно шел за другими певцами, хотя пара заметных расхождений — не критично. А как бы выиграл спектакль, если бы дирижер не вешал протяжные паузы, в которые только глухой не захлопает от скуки! Сегодня дуэт настойчивого отца и страдающей куртизанки дважды прерывался аплодисментами из-за того, что далёкие от оперы гости Большого решали: пора!
Скажете, глупость рассказывая о таком спектакле выискивать какие-то недочеты? Но, с другой стороны, когда так божественно-дивно поют два главных героя, то подобающего совершенства хочется и во всем остальном.
Похожие темы
Травиата (Большой театр 01.05.2014)
E strano, e strano!.. Нет, в самом деле — наваждение. Феноменальной чистоты тембр. Неземной свободы верхний регистр. Объем. Дикция. Нежнейшее пианиссимо. А филировки такие, что, кажется, сердце замедляет удары
«Травиата» с сюрпризами (Большой театр 11.06.2015)
Да, это была удивительная «Травиата»! Причем, спектакль чудесным образом сложился, как я понимаю, в самый последний момент. Выступление Динары Алиевой в партии Виолетты
«Травиата» с Ольгой Перетятько (Мариинский-2 16.02.2016)
В оперном пантеоне есть исполнители, чьими голосами российским слушателям приходится восхищаться или по записям, или в полуформатных концертах. До недавнего времени одной из таких певиц была Ольга Перетятько...