Прощание с «Царской невестой» в Новой Опере*
Дата: 25.09.2014
Место: Новая Опера
Состав:
- Марфа – Татьяна Печникова
- Грязной – Анджей Белецкий
- Любаша – Агунда Кулаева
- Бомелий – Сергей Поляков
- Малюта Скуратов – Сергей Артамонов
- Иван Лыков – Вениамин Егоров
- Василий Собакин – Виталий Ефанов
- Домна Сабурова – Марина Ефанова
- Дуняша – Юлия Меннибаева
- Дирижер – Валерий Крицков
Всё когда-то бывает в первый раз — даже если этот раз последний. Ни разу не был в Новой Опере на грымовской постановке «Царской невесты». Во-первых, потому что из осторожности сначала почитал достоверные рецензии, во-вторых, потому что в Большом шел регулярно посещавшийся спектакль Моралёва-Федоровского, после которого не хотелось слушать кастрированную версию.
Если кто не в курсе, в грымовской постановке практически нет ни Лыкова, ни Сабуровой, ни народных хоров, а увертюра сопровождается смешными танцами и размещена после финала первого действия — так, чтобы отнять у Любаши аплодисменты за «оотвоороожу е-йоооо!» венчающее один из бриллиантов оперы — дуэт Любаши и Грязного.
Посмотрел. Что ж, не все в жизни надо обязательно пробовать на вкус. Эту постановку просто необходимо было пережить, и сегодня свершилось — грымовская «Царская невеста» останется только на фотографиях да в старинных рецензиях.
Новая Опера обещает поставить новую «Царскую невесту», и если «Свадьба Фигаро» сейчас анонсирована как трагикомедия, то будущую «Царскую невесту» того же режиссера, видимо, следует ожидать, как оперу-буффа. Но это будущее и хочется верить, что радужное. А я пока о прошедшем спектакле.
Предыдущий раз Анджея Белецкого я слышал Грязным как раз в Большом театре на Новой сцене. Это было то, что называется «до глубины души». Ведь даже в самых драматических ролях у Анджея не бывает недодачи драмы (положа руку на сердце, иногда даже случается переизбыток). Поэтому мои ожидания от этого артиста всегда высоки — и, как правило, с лихвой оправдываются. Уже арию он пел наотмашь, длиннющими фразами. А в дуэте с Любашей они сошлись с Агундой Кулаевой — и тут уже софиты померкли от электричества на сцене. Было очень интересно после «большой» Любаши в Большом слушать другую Любашу — более камерную, более свободную во фразировке и в интонациях. Финал, который, как я уже где-то заявлял, для меня определяется драматическим талантом и вокальными способностями Грязного, был непересказуемо крут — такого отчаяния и такой пробивной мощи голоса в обеих постановках Большого я до сих пор так и не услышал. Вернее, слышал — когда Грязным был тот же Анджей Белецкий. Ну, а Любаша сегодня играла, пела и умирала так, что заставила меня сгорать от стыда, что не догадался купить букет любимой певице. Значит, за мной долг.
Да простят меня артисты в других ролях и музыканты оркестра за сей сумбурный дуэт-рассказ и соответствующий перекос в сюжетах сегодняшних фотографий. Спасибо всем, кто пел и играл. А Борису Стаценко, так обидно заболевшему накануне спектакля, — скорейшего выздоровления и до встречи в «Набукко».
* Спектакль так и не был снят из репертуара и, по состоянию на конец 2022 года, здравствует в репертуаре Новой Оперы.
Похожие темы
«Царская невеста» – премьера в Большом, день первый
Начну с главного положительного впечатления — дебюта Ольги Кульчинской. Возможно, это самый впечатляющий взлёт за современную историю Большого театра: в октябре певица появляется на сцене как новичок Молодежной программы
«Царская невеста» в эфире Золотой маски
Спектакль претендует на премию в номинациях «лучший спектакль» и «лучшая работа режиссера». Насколько можно судить в записи, хороши были оркестр и хор. Можно поспорить о качестве исполнения сольных партий. Но ничего экстраординарного в плане режиссуры я не обнаружил.
Премьера «Свадьбы Фигаро» в Новой Опере: концептуальный расстрел в вакууме
«Свадьба Фигаро» стала первой самостоятельной работой в Новой Опере режиссера Алексея Вэйро, до сих пор занимавшегося постановкой гала-мероприятий и концертными исполнениями опер