«Риголетто» в Новой Опере — спектакль, в каком-то смысле, беспощадный. Своей лаконичностью, невероятным, по нашим временам, отсутствием пиджаков, кожаных плащей, переносов в актуальное время, эпатажа и разного рода прибавочных смыслов. Пожалуй, в Москве не осталось настолько прямолинейных оперных спектаклей, где увлечь слушателя можно единственно мастерством исполнителей. И то, что такой спектакль уже 17 лет держится в репертуаре собирая полные залы — показатель творческого потенциала театра.
Хороший, годный оперный маньяк на вопрос «что такое лето?» ответит, что лето — это когда выходишь из театра и — светло! Такое лето вчера случилось благодаря Новой Опере, где «Риголетто» начался в оригинальные четыре часа пополудни, удобно оставив время чтобы засветло побродить по Москве и поделиться впечатлениями.
Посетил третий премьерный спектакль «Риголетто» в Большом театре. Впечатления противоречивые, и связаны они не только с вызывающей столько споров постановкой Роберта Карсена.
Чудо повторилось еще раз. Волшебный голос, для которого, кажется нет понятий «диапазон» и «тесситура», звучал даже лучше, чем на осенне-зимних спектаклях — нижние ноты были глубже и мягче, а пиано — еще тише и четче, хотя тогда казалось, что это уже невозможно. Актерский дар Бориса приводит зал в подобие гипноза с элементами помешательства. Во время овации, уже традиционно прерывающей спектакль после «куртизан» кто-то в первых рядах даже вскочил — и я его хорошо понимаю. Магия действует даже на случайных пассажиров оперных театров, обычно вежливо зевающих на спектаклях. Две тётушки-простушки, перед спектаклем с непосредственным смехом изучавшие либретто и пытавшиеся запомнить героев, во втором антракте сидели пришибленные и твердили: «Надо запомнить: Борис Стаценко, Борис Стаценко!»