Знаете, до 17 января 2015 года я посмотрел «Травиату» в Большом уже 16 раз. Ведь я уже говорил, что эта постановка Франчески Замбелло мне нравится. Как выяснилось, к прошлой субботе успел послушать в ней пять Виолетт (Альбину Шагимуратову и Венеру Гимадиеву по 3 раза, Оксану Шилову и Динару Алиеву — по 4, румынскую певицу Елену Мошук — 2 раза), четыре Жоржа Жермона (8 раз эту партию исполнял Василий Ладюк, 4 — Игорь Головатенко, 3 — Эльчин Азизов, 1 раз — Виталий Билый) и пять разных Альфредов: 8 раз Алексея Долгова, 4 раза Георгия Васильева, 2 раза Лучано Ганчи и по одному разу Андрея Дунаева и Сурена Максутова. Так что удивить меня чем-нибудь было уже трудно.
Сразу скажу, что в этом спектакле весь состав был хорош. Но все-таки поводом для того, чтобы написать этот материал для OperaNews стал дебют на Исторической сцене Большого театра замечательного тенора Нажмиддина Мавлянова, солиста Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Второй раз я пошел на «Богему» в БТ 9 января 2015 г., и опять удачно. Собственно, часть состава сохранилась с предыдущего раза: Мими, Рудольф и Шонар. А остальные — новые для меня в этом спектакле. Но обо всем по порядку. Мими вновь пела очаровательная Динара Алиева. В прошлый раз я уже рассказывал, как здорово у нее эта партия впета и как хорошо всё продумано. Теплый, мягкий такой звук, но он может быть и отчаянным в третьем действии, очень подходит голос для этой партии. Играет вообще бесподобно. Такие глаза! Матовый немного звук внизу, но мне как раз нравится… И пиано такое задушевное…
В умных разговорах об опере часто поминают музыкальную драматургию. А, собственно, что это такое, если не словарной статьей, а в терминах банальной эрудиции? Правильно — когда музыка рассказывает историю.
«Травиата» — опера Виолетты, и в её роли много эмоциональных сцен, которые нельзя показывать — их надо проживать. Для чего необходимо дарование актрисы и драматический темперамент — да! — как у Динары Алиевой.
Динара Алиева не очень удачно начала — в первом действии голос с трудом шел наверх, заметно уплощался у верхних нот. Самые заметные потери были в «Sempre libera»: из однозначных потерь — смазанные стаккато, из неоднозначных — не вставлен ми-бемоль в кульминации. Я остался при своем мнении, что для сегодняшнего голоса Динары Алиевой наиболее подходит Мими. Виолетта требует виртуозной подвижности — да, всего пару раз в одном номере. Но этот номер гвоздевой, и ноты из него не выбросить.