«Пиковая дама» не посещала сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с тех пор, как отправилась в запасники собственная постановка — легендарный спектакль Льва Михайлова, плавно превратившийся в общественном восприятии из скандального авангарда (в 1976 году режиссер посмел перенести время действия оперы на целый век) в классику с безупречной репутацией. В этом сезоне Самарский академический театр оперы и балета в программе фестиваля «Золотая маска» представил на сцене МАМТ мистическую музыкальную историю Петра Ильича Чайковского.
Опера «Манон», написанная Жюлем Массне, исключительно редко гостит в Москве, а восприятие редкостей нуждается в сравнениях, в точках отсчета. Поэтому вместо того, чтобы с чистого листа начать разговор о премьере, состоявшейся в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, несколько слов о самой опере. Чтобы привязать ее к системе координат, понятной тем, кто знакомится с произведением впервые.
Концерты, превращающие зрителей МАМТ в слушателей продолжаются. В прошлом сезоне серия из четырех концертов «К волку в пасть», знакомящих слушателей с солистами оркестра театра, стала одним из самых интересных (и полезных!) событий. В этом сезоне запланированы три концерта с программой из ансамблевых произведений, привязанных к столицам музыкальных империй — Париж, Вена и Санкт-Петербург. Первый из них — парижский — состоялся сегодня в Музыкальной гостиной.
При всей незатейливости заголовок исчерпывающе точен: репертуар Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко пополнила опера, ориентированная на детскую аудиторию и действительно сказочная — как формально, так и по ощущениям. Начнем с визуальных.
Глобализация мира оперы уникальна. Из страны в страну переезжают спектакли, тасуя интернациональные составы — без вездесущего интернета уследить за оперными бризами, муссонами и пассатами не было бы никакой возможности. Певцы с мировым именем, имеющие театр «прописки» — диковина, ведь слава и признание — это когда поешь по всему миру, а живешь — преимущественно, в самолете.
Даже те, кто достаточно часто бывает в МАМТ, не всегда имеют представление о том, что происходит на Малой сцене, ассоциируя театр исключительно с ультрамариново-белым основным залом и колоннадой. А ведь именно на Малой сцене по всем законам камерного театра безостановочно работает творческая мастерская.
На сегодняшней «Травиате» великолепная Хибла Герзмава, вокруг которой вращался мир спектакля, по праву триумфатора отменила сложившуюся в МАМТ печальную практику двухминутных «спортивных» поклонов, предоставив публике возможность сполна воздать должное Евгению Поликанину, чей Жорж Жермон был в нужной степени лукав и по-отечески трогателен, и, конечно, звёздному Альфреду в роскошном исполнении Нажмиддина Мавлянова, чей яркий, плотный голос и запредельная энергетика были под стать пламенной самоотверженности и непреклонной убедительности, с которыми Хибла играет и поет Виолетту. Брави!