В Москве, определенно, бум на Моцарта. Внимание, которое в этом, не юбилейном для композитора, календарном году московские театры обратили на его оперы, по количеству событий не уступает прошлогоднему юбилею Верди и Вагнера.
Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко провел открытую оркестровую репетицию премьерного спектакля «Дон Жуан», открывшую цикл мероприятий к отмечаемому в 2018 году 100-летию театра. По окончании репетиции состоялась видеозапись интервью с дирижером-постановщиком спектакля Уильямом Лейси.
Место: Московский международный дом музыки, Светлановский зал
Состав:
Анна Аглатова (сопрано)
Василий Ладюк (баритон)
Алексей Татаринцев (тенор)
Виктория Яровая (меццо-сопрано)
Национальный филармонический оркестр России
Дирижер – Фабио Мастранжело.
На концерте четырех солистов московских театров огромный Светлановский зал ММДМ был полон, чем могут похвастаться далеко не все проходившие в нем концерты — даже иностранных певцов с мировыми именами.
В Новой Опере состоялась мировая премьера новой оперы. Да еще и сценическая, что, по внешним признакам, просто уму непостижимо какое событие. Пытаюсь найти в рецензиях мало-мальски объемный анализ музыки и исполнителей, а читаю что-то вроде
«Оценивать работу певцов невозможно: по мысли авторов, они играют в плохих актеров, а значит, любой недочет работает на образ» (М.Крылова, Новые известия).
Композитор говорит, на мой взгляд, невероятную для автора оперы фразу:
«В пьесе очень сильные тексты, и эта опера, если ее можно так назвать (sic!), может существовать за счет одного либретто».
Может, событие неверно позиционировано? По сумме прочитанного, видимо, точнее будет сказать так:
«На арендованной сцене при участии труппы и оркестра театра „Новая Опера“ состоялась премьера нового театрального спектакля-коллажа, в котором патриарх российского театрального постмодерна, лауреат Сталинской премии второй степени Юрий Любимов дебютировал как драматург. От традиционных драматических спектаклей „Школу жен“ отличает остроумное использование в действии настоящего симфонического оркестра и настоящих оперных певцов».
Дело в том, что во время пресс-показа «Школы жен» я был на «Любовном напитке» в МАМТе (с таким составом нельзя было пропустить!), куда и сегодня иду на «Севильского цирюльника». Вчера был на дивном концерте в СЗ ММДМ. А ведь хочется дойти до Новой Оперы, чтобы послушать новую оперу. Но после прочитанных рецензий более логично посоветовать спектакль друзьям-любителям драмтеатра и продолжить мечтания о том дне, когда на сцене оперного театра удастся услышать и увидеть настоящую оперу, о музыке и вокальных номерах которой наутро после мировой премьеры взахлеб будет говорить весь мир.
Место: Московский международный дом музыки, Камерный зал
Состав:
Андрей Валентий (бас)
Татьяна Старченко (фортепиано)
Сразу и не вспомнить, когда последний раз в Москве с сольным концертом в камерном репертуаре выступал кто-нибудь из признанных оперных басов. А ведь традиция исполнения оперными певцами классических романсов и песен восходит именно к басу — Федору Ивановичу Шаляпину, чье имя неизбежно витает над каждым певцом, поющим со сцены «Элегию» Массне или «Благословляю вас, леса». В условиях столь странного исполнительского дефицита было особенно приятно узнать, что в Камерном зале ММДМ выступит Андрей Валентий.