Громким «ура!» за закрывшимся занавесом в Новой Опере завершился марафон из трех спектаклей «Ромео и Джульетта». Не было повода пропускать ни один из них. Все три дня оркестром дирижировал Андрей Лебедев. Вчера на дневном спектакле еще номинант, а сегодня — уже лауреат премии «Золотая маска», с присуждением которой его поздравили шквальной овацией после второго антракта. Эта награда — и победа оркестра, все три дня гигантской бабочкой легко порхавшего по заковыристой романтической партитуре Гуно. Все три спектакля дали повод восхищаться хором Новой Оперы, каждый номер в исполнении которого был достоин аплодисментов.
К «Золотой маске» можно относиться по-разному, но, без сомнения, это одно из главных событий оперного сезона. Итоги премии бывают парадоксальны и еще ни разу не устроили всех, но приближение дня объявления победителей — волнующее событие. Официальная церемония состоится 16 апреля 2016 в 19:00, а пока «Голос публики», оправдывая высокое имя, подчиняясь общему мандражу и в порядке его дальнейшего поддержания, проводит собственное голосование среди читателей.
Когда Большой театр открыл прошлый сезон концертным исполнением «Орлеанской девы» Чайковского, много говорилось о трудностях произведения. Да, опера сложна для исполнения — главная партия написана безжалостно, партитура не отличается цельностью. Но больше всего говорилось о возможности, вернее — невозможности увидеть на сцене Большого театра сценическое воплощение оперы. На вопросы о постановке компетентные руководители Большого убедительно отвечали, что произведение не сценично, изобилует длиннотами, которые нельзя заполнять действием — ибо действия в опере очень мало. В результате создалось впечатление, что концертное исполнение в данном случае — едва ли не благо для оперы. Так концертная «Орлеанская дева» в Большом стала одноразовым аттракционом. А Государственный академический театр оперы и балета в Челябинске под занавес прошлого сезона — взял, да поставил эту оперу. Невозможно сложную и потрясающе несценичную.
Память не обмануть — оказавшись в знакомом месте при сходных обстоятельствах, она оживляет воспоминания и пытается отождествить события даже вопреки голосу здравого смысла. Сидя в зале Новой сцены Большого театра, я не мог не вспомнить, как чуть больше года назад примерно с тех же мест смотрел и слушал в программе премии «Золотая маска» пермскую «Королеву индейцев», ставшую одним из главных впечатлений сезона. На этот раз «Золотая маска» подарила мне живое знакомство с произведением Филипа Гласса «Сатьяграха», о котором довелось прочесть не поддающееся учету количество положительных мнений и ни одного — не то что отрицательного — даже нейтрального. Что ж, пришло время восполнить этот дефицит.
«Пиковая дама» не посещала сцену Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с тех пор, как отправилась в запасники собственная постановка — легендарный спектакль Льва Михайлова, плавно превратившийся в общественном восприятии из скандального авангарда (в 1976 году режиссер посмел перенести время действия оперы на целый век) в классику с безупречной репутацией. В этом сезоне Самарский академический театр оперы и балета в программе фестиваля «Золотая маска» представил на сцене МАМТ мистическую музыкальную историю Петра Ильича Чайковского.
«Летучий голландец» — одна из самых любимых моих опер. Поэтому я, конечно, не мог пропустить спектакль, который Екатеринбургский театр оперы и балета привез к нам в Москву на «Золотую маску», тем более, что много слышал об этой постановке.
Почему-то из всех спектаклей Золотой маски для трансляции выбрали этот. Возможно, потому что чисто технически Новая сцена Большого театра, где давали спектакль, лучше всего приспособлена для трансляций. Тогда почему не пермскую «Королеву индейцев» или «Летучего голландца» из Екатеринбурга, гостивших на той же сцене? Так или иначе, но из оперного репертуара нынешней Золотой маски в эфир и в кинотеатры, — на огромную аудиторию, — пошла именно «Царская невеста» Михайловского театра в постановке Андрея Могучего — еще одного драмтеатрального режиссера, доросшего талантами до оперных бюджетов. В показанном в антракте интервью Могучий признался, что при постановке оперы музыка очень сдерживает. Что ж поделать, без борьбы нет победы. И я сочувствовал режиссеру как мог.