Ну и аншлаг был на этом «Евгении Онегине»! Мне кажется, в бельэтаже сидели на лестнице. И очень много было совсем молодых людей в зале. Я сидел совсем близко от большой группы подростков и, честно говоря, сначала опасался, что они будут себя шумно вести. Ничего подобного! Сидели совершенно тихо, даже не шептались, смотрели, слушали, и даже потом в антракте немного обсуждали. Значит, не зря пришли.
Это премьерный материал с трудной судьбой. Сначала его отказались публиковать оба издания Ивана Фёдорова (Belcanto.ru и OperaNews.ru), для которых я, собственно, старался, предварительно посетив три премьерных спектакля и предпремьерный прогон. Нескольких дней своего вдохновенного труда было отчаянно жалко, и я показал статью Борису Лифановскому, который, немедленно опубликовал её у себя на ClassicalMusicNews.ru Именно тогда у меня окончательно оформилась идея создания своего сайта, на котором смогу публиковать то, что считаю нужным, и в том виде, в котором считаю нужным. Так что предлагаемая статья — пожалуй, первая веха того, что в ноябре 2014 года материализовалось в проект «Голос публики».
Никогда не слушаю радио по простой причине: мне кажется нелепостью, что кто-то решает, какую музыку я хочу слушать (не говоря о риске после Бергонци услышать Бочелли — ведь в фонотеке радиодиджеев они идут подряд). По сходной причине телевизионные версии оперных спектаклей было бы справедливо выделить в отдельный жанр искусства, чтобы не побывавший на спектакле теле- или кинозритель не тешил себя надеждой, что «посмотрел оперу».
В антрактах оперных спектаклей нередко можно услышать, как слушатели с жаром обсуждают перипетии сюжета, будто речь идет о свежих новостях. Судят о правдоподобности событий, о возможных вариантах поведения героев и, конечно, о характерах — часто в их привычном бытовом ракурсе («а этот Хозе все-таки — слабак!»). Особенно, когда герои — не сказочные или мифологические персонажи, а не хватающие звезд люди из плоти и крови. С этой точки зрения, наверное, трудно найти более несовременный сюжет, чем либретто оперы Жюля Массне «Вертер».
«Богема с голубями» в МАМТе давно стала московской классикой. Исключительно удачное, до такой степени, что иногда кажется единственно верным, решение камерных и массовых сцен, интимных дуэтов в антураже парижских улиц снискало постановке и мою любовь.