В силу ряда причин по этой премьере мне пришлось написать два материала: один, поживее и пофривольнее — для «Голоса публики», другой, предлагаемый вашему вниманию, более академичный и подробный — для сайта OperaNews.ru.
Так получилось, что к юбилейному году Петра Ильича Чайковского его последняя опера «Иоланта» пропала из репертуара главных оперных театров Москвы. Большой театр планировал заменить иллюстративный спектакль Георгия Ансимова сюрреалистическим дуплетом из «Иоланты» и «Мавры» Стравинского, но, сняв репертуарный спектакль, вскоре официально объявил об отказе от новой постановки на неопределенный срок. И вот через два года «Иоланта» вернулась в Большой.
На околотеатральной орбите не получается безмятежно вращаться в скафандре, ограждающем от слухов, домыслов и сплетен. Как ни стараешься изолировать себя от закулисных историй — непостижимым образом они просачиваются в сознание.
Про эту премьеру я высказался дважды. Сначала здесь, по горячим следам первого спектакля. Затем, более обстоятельно и занудно, на OperaNews.ru — именно этот материал предлагается вашему вниманию ниже.
«Зачем портить рецензией хороший спектакль» — обычно отшучиваюсь я на вопрос «будешь что-то писать?» после очередного возвращения из театра. На неделе бывает несколько визитов в оперу и концертные залы — иногда просто не хватает времени написать что-то, что не стыдно предложить читателям. Но чаще всего естественным ограничителем срабатывает чувство меры. Ведь при описании одного спектакля с почти тем же составом трудно не повторяться, когда однажды (а чаще — не однажды) уже постарался в деталях живописать изюминки постановки и впечатления от выступления артистов.
С большим интересом послушал концертное исполнение оперы Руджеро Леонкавалло «Богема» (концерт абонемента «Оперная феерия»). Как же можно было пропустить такую редкость? Помнится, слушал я аудиозапись этой оперы (так это тоже практически раритет), но было это давно, и я решил сейчас не переслушивать, тем более, что смутно помнил, что опера тогда не очень понравилась. Поэтому в Зал Чайковского я пришел именно за свежими впечатлениями.
Спешу исправить величайшую несправедливость! Я ведь побывал на четырех спектаклях «Дона Карлоса» в БТ, по два каждого состава, а рассказал только об одном составе — певшем 4 февраля. Ну, а на второй день в «Дон Карлосе» вообще «наши в городе» — в смысле все свои! Зная артистов, я не сомневался, что впечатление от этого состава будет столь же сильным. Хотя все будет по-другому!
Я просто не мог не посетить и этот спектакль. Во-первых, давно не слышал Венеру Гимадиеву, которая сейчас много поет за рубежом. Во-вторых, выступления Василия Ладюка в партии Жоржа Жермона я тоже пропускаю только в самых крайних случаях. В-третьих, я еще не слышал Олега Долгова в несколько неожиданной для меня партии Альфреда. В-четвертых, было очень интересно послушать трактовку этой оперы в исполнении оркестра под управлением Тугана Сохиева. И спектакль явно оправдал мои ожидания.