Ещё в подростковом возрасте осознал своё безразличие к балету — это при том, что в детстве два года не без удовольствия танцевал в балетном кружке. Увы, безразличие прогрессировало, и сейчас на балетных номерах гала-концертов, преимущественно, подрёмываю. Надежд на исправление ситуации нет. Только ведь нужно было быть сверхъестественным снобом и занудой, чтобы не поддаться всеобщему ажиотажу от «Жизели Акрама Хана», привезенной в Москву Английским национальным балетом. Благо, находчивым интернет предоставляет возможность увидеть запись спектакля. И вот, представьте, с интересом досмотрел до конца!
Композитор Андрей Тихомиров любим слушателями за оригинальные, запоминающиеся мелодии, оправленные в музыкальные формы сочинений, написанных в самых серьезных симфонических, оперных и камерных жанрах, а читателями — за эссе о музыке, сочетающие информативность с легкостью изложения. Я, как поклонник творчества Андрея, просто не мог не использовать его юбилей в качестве повода для интервью. Вопросы охватили и вечные темы — лейтмотивы современной музыкальной композиции, и некоторые аспекты, до сих пор не раскрывавшиеся или не акцентировавшиеся в наших беседах. Начать захотелось с почти провокационного любопытства.
Место: Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского
Состав:
Ардальон Передонов – Роман Шевчук
Людмила – Олеся Старухина
Варвара – Ирина Алексеенко
Павлушка – Алексей Сулимов
Саша Пыльников – Далер Назаров
Директор гимназии – Алексей Морозов
Его Превосходительство – Алексей Мочалов
Марья Осиповна Преполовенская – Татьяна Ветрова
Коковкина – Ирина Кокоринова
Николай Рутилов – Анатолий Захаров
Антоша Рутилов – Ирина Хрулева
Дарья – Марианна Асвойнова
Валерия – Виктория Преображенская
Доктор – Алексей Прокопьев
Дирижер – Дмитрий Крюков
Меня легко заподозрить в пристрастии к опере Александра Журбина «Мелкий бес» — ведь со дня премьеры я пропустил всего три или четыре спектакля Георгия Исаакяна в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского. Дваждыписал об этой, по моему мнению, исключительно удачной и популярной у публики постановке, в которой музыка и происходящее на сцене удивительно гармонично слились с атмосферой романа Федора Сологуба. Но после вчерашнего «Мелкого беса» в КМТ виртуальные перо и бумага потянулись друг к другу по другой причине.
История, о которой я хочу рассказать — настоящий перл. Произошла она в 2000 году в немецком городе Клеве, том самом, где родился Анахарсис (Жан Батист) Клоотс — известный деятель Французской революции, ратовавший за создание «всемирной республики», убежденный атеист, проповедник культа чистого разума и по совместительству немецкий барон. Как это водится у революционеров, он был казнен своими соратниками, причем накануне исполнения приговора Клоотс, добрая душа, всячески старался утешить и наставить других осужденных, объясняя им, что никакого бессмертия не существует и завтра от них всех ничего не останется.
С 25 августа по 9 сентября 1946 года в пригороде Дармштадта прошли первые двухнедельные курсы, впоследствии получившие известность как дармштадтские Международные летние курсы новой музыки (Internationale Ferienkurse für Neue Musik). К циклу лекций и семинаров, проходивших под эгидой этих курсов, был прикреплен и музыкальный фестиваль, где исполнялись сочинения современных композиторов. С предложением учредить в Германии такую организацию выступил музыкальный критик Вольфганг Штайнеке. Его идея нашла поддержку, моральную и материальную, у чиновников Управления военной администрации США и была претворена в жизнь. Местом проведения курсов был определен живописный охотничий замок Кранихштайн вблизи Дармштадта.
Иногда поражаешься, до чего по-разному люди воспринимают одно и то же. Например, одни и те же спектакли, концерты. Бывало, читаешь на следующий день после мероприятия чужой отчет или рецензию и начинаешь сомневаться, о том ли выступлении вообще идет речь, не перепутаны ли числа? А может, ты и не был там вовсе, а все приснилось? А может, что-то случилось с твоими органами чувств — слухом, зрением? Или с памятью (старик Альцгеймер нас заметил)? Как говорится, был — но не в этой жизни.
В день рождения своего основателя Евгения Колобова Новая Опера в программе традиционного Крещенского фестиваля представила концертное исполнение оперы Беллини «Капулетти и Монтекки». Если из десятков опер, созданных Доницетти и Россини, на слуху и в репертуаре театров мира находится едва ли пятая часть, то из десяти завершенных опер Беллини большинство регулярно исполняется если не в виде спектаклей, то в концертном формате, вызывая неизменный интерес меломанов. Особенно благосклонна судьба к последним пяти произведениям композитора, и хронологически открывает эту пятерку написанная в 1830 году опера «Капулетти и Монтекки».
На днях я прочитал опубликованное на страницах «Голоса публики» эмоциональное эссе Александра Тлеуова «Что делать?». Излюбленный вопрос русской интеллигенции на этот раз отнесен к проблемам современной музыки. Конечно, сам факт, что столь важную тему пытается поднять студент композиторского факультета, не может не радовать. Скажу больше: во многом я согласен с автором эссе. К сожалению, вразумительного ответа на свой вопрос молодой композитор не предлагает. Однако в его тексте с самого начала прочитывается ответ на другой столь же почитаемый нашей интеллигенцией вопрос: «кто виноват?». И вот в связи с этим мне хотелось бы кое-что сказать.