Опера как руководство к действию

Автор: Федор Борисович
Опера как руководство к действию

В злокозненный оперный жанр даже не надо особо вглядываться, чтобы осознать его растленное влияние, иезуитски усиливаемое слащавой музычкой. Чистое подстрекательство: сегодня он слушает «Кармен», а завтра? Ответ очевиден, как до мажор: пойдет резать цыганок! И уже не имеет большого значения как умирает Кармен в театре — пусть даже в постановке очередного гения от режиссуры Хозе в приступе бешенства переезжает возлюбленную на тракторе. Налицо изощренный призыв к насилию, обусловленный законами жанра! Но ведь есть еще всякие лючии, далилы и, — страшно сказать, — электры и саломеи. А то и медеи с енуфами!

Вдумайтесь: чему учит опера? Чему только не учит! Двух мнений быть не может: запретить. Причем, не точечно, не полумерами, а всю — под корень. Оставить, пожалуй, «Евгения Онегина». Даже сцену дуэли изымать не надо — чтобы прогрессивная молодежь знала как должно поступать с поэтами. А то понапишут стишков скабрезных… Дубельтов с дантесами на них не хватает!.. Ну да ладно, «эту тему я разовью в своем следующем письме»©

Чародейка (Большой театр 29.03.2015)

Автор: Федор Борисович

Дата: 29.03.2015

Место: Большой театр России, Историческая сцена

Состав:

  • Настасья-Кума – Мария Горелова
  • Княжич Юрий – Олег Долгов
  • Князь – Владислав Сулимский
  • Княгиня – Ирина Макарова
  • Мамыров – Валерий Гильманов
  • Ненила – Татьяна Ерастова
  • Иван Журан – Алексей Пашиев
  • Фока – Михаил Дьяков
  • Поля – Ангелина Никитченко
  • Балакин – Вадим Тихонов
  • Потап – Владимир Красов
  • Лукаш – Станислав Мостовой
  • Кичига – Александр Короткий
  • Паисий – Михаил Серышев
  • Кудьма – Андрей Архипов
  • Дирижер – Александр Лазарев
Михаил Серышев - Паисий, Алексей Пашиев - Журан, Владислав Сулимский - Князь, Мария Горелова - Кума, Александр Лазарев, Олег Долгов - Княжич, Ирина Макарова - Княгиня, Андрей Архипов - Кудьма, Михаил Дьяков - Фока

Больше фотографий

«Зачем портить рецензией хороший спектакль» — обычно отшучиваюсь я на вопрос «будешь что-то писать?» после очередного возвращения из театра. На неделе бывает несколько визитов в оперу и концертные залы — иногда просто не хватает времени написать что-то, что не стыдно предложить читателям. Но чаще всего естественным ограничителем срабатывает чувство меры. Ведь при описании одного спектакля с почти тем же составом трудно не повторяться, когда однажды (а чаще — не однажды) уже постарался в деталях живописать изюминки постановки и впечатления от выступления артистов.

Заключительный концерт фестиваля BWV‑2015

Автор: Федор Борисович

Дата: 21.03.2015

Место: Большой зал Московской консерватории

Состав:

  • Петр Лаул (Россия) – фортепиано
  • Яков Кацнельсон (Россия) – фортепиано
  • Ханнес Миннаар (Нидерланды) – фортепиано
  • Иоахим Карр (Норвегия) – фортепиано
  • Камерный оркестр Московской консерватории
  • Дирижер – Феликс Коробов
Камерный оркестр Московской консерватории, «Искусство фуги» на фестивале BWV-2015

Больше фотографий

Фоторепортаж о заключительном концерте фестиваля BWV-2015 «Искусство Баха в транскрипциях потомков». Яков Кацнельсон, Петр Лаул, Ханнес Миннаар, Иоахим Карр, Камерный оркестр Московской консерватории, дирижер Феликс Коробов. Большой зал Московской консерватории, 21 марта 2015.

«Царская невеста» в эфире Золотой маски

Автор: Федор Борисович

Дата: 17.03.2015

Место: Большой театр России, Новая сцена

Состав:

  • Грязной – Александр Кузнецов
  • Любаша – Ирина Шишкова
  • Марфа – Светлана Мончак
  • Лыков – Евгений Ахмедов
  • Собакин – Карен Акопов
  • Малюта Скуратов – Андрей Гонюков
  • Бомелий – Олег Балашов
  • Домна Сабурова – Марина Трегубович
  • Дуняша – Ирина Михайлова
  • Петровна – Анастасия Виноградова-Заболотская
  • Сенная девушка – Виктория Войтенкова
  • Царский истопник – Владимир Чижонков
  • Парни – Михаил Иванов, Иван Спичко
  • Марфа в детстве – Тоня Алексеева
  • Иван Лыков в детстве – Коля Кабин
  • Царь Иоанн Васильевич – Матвей Шилкин
  • Улыбающийся парень – Дмитрий Бурдин
  • Дирижёр – Михаил Татарников
Легко узнаваемый по одежке царь Иван Грозный и... нет, это не невеста, а Малюта Скуратов. Пока не показали крупно я удивлялся почему у Малюты на пузе белый кролик. Таки не кролик – бультерьер.

Почему-то из всех спектаклей Золотой маски для трансляции выбрали этот. Возможно, потому что чисто технически Новая сцена Большого театра, где давали спектакль, лучше всего приспособлена для трансляций. Тогда почему не пермскую «Королеву индейцев» или «Летучего голландца» из Екатеринбурга, гостивших на той же сцене? Так или иначе, но из оперного репертуара нынешней Золотой маски в эфир и в кинотеатры, — на огромную аудиторию, — пошла именно «Царская невеста» Михайловского театра в постановке Андрея Могучего — еще одного драмтеатрального режиссера, доросшего талантами до оперных бюджетов. В показанном в антракте интервью Могучий признался, что при постановке оперы музыка очень сдерживает. Что ж поделать, без борьбы нет победы. И я сочувствовал режиссеру как мог.

«Риголетто» в нюансе «пиано»

Автор: Федор Борисович

Дата: 15.03.2015

Место: Новая Опера

Состав:

  • Риголетто – Борис Стаценко
  • Герцог Мантуанский – Александр Богданов
  • Джильда – Эльвира Хохлова
  • Спарафучиле – Андрей Фетисов
  • Маддалена – Ирина Ромишевская
  • Граф Монтероне – Владимир Кудашев
  • Марулло – Александр Мартынов
  • Борса – Дмитрий Пьянов
  • Граф Чепрано – Анатолий Григорьев
  • Графиня Чепрано – Светлана Скрипкина
  • Джованна – Александра Саульская-Шулятьева
  • Тюремщик – Дмитрий Орлов
  • Паж – Анастасия Белукова
  • Дирижер – Евгений Самойлов
Ирина Ромишевская - Маддалена, Борис Стаценко - Риголетто, Эльвира Хохлова - Джильда, Александр Богданов - Герцог, Андрей Фетисов - Спарафучиль

Больше фотографий

Хороший, годный оперный маньяк на вопрос «что такое лето?» ответит, что лето — это когда выходишь из театра и — светло! Такое лето вчера случилось благодаря Новой Опере, где «Риголетто» начался в оригинальные четыре часа пополудни, удобно оставив время чтобы засветло побродить по Москве и поделиться впечатлениями.

«Князь Игорь» вопреки (Большой театр 12.03.2015)

Автор: Федор Борисович

Дата: 12.03.2015

Место: Большой театр России, Историческая сцена

Состав:

  • Игорь Святославич – Петр Мигунов
  • Ярославна – Анна Нечаева
  • Владимир Игоревич – Богдан Волков
  • Владимир Ярославич – Владимир Маторин
  • Кончак – Валерий Гильманов
  • Кончаковна – Агунда Кулаева
  • Овлур – Вадим Тихонов
  • Скула – Даниил Чесноков
  • Ерошка – Станислав Мостовой
  • Половецкая девушка – Екатерина Морозова
  • Дирижер – Павел Клиничев
«Князь Игорь» в Большом театре, 12 марта 2015

Больше фотографий

Побывав на премьере «Князя Игоря» в Большом два года назад, в накатившем после спектакля ступоре я решил для себя: «ну вот, больше никогда». Но, подобно тому, как в этом сезоне вновь оказался на александ­ровском «Князе Игоре» (от которого тоже зарекался), пришлось и здесь изменить своему «никогда». Речь пойдет о вчерашнем «Князе Игоре», пропустить который было никак нельзя из-за звездной россыпи имен любимых певцов в программке.

«К волку в пасть 2»: скрипка, маримба, контрабас

Автор: Федор Борисович

Дата: 03.03.2015

Место: МАМТ, Музыкальная гостиная

Состав:

  • Шолпан Барлыкова – фортепиано
  • Наталья Кислицына – виолончель
  • Александр Парсаданов – контрабас
  • Наталья Петрожицкая – сопрано
  • Денис Петрунин – маримба
  • Анастасия Петрунина – скрипка
  • Антон Прищепа – кларнет
  • Анна Савкина – скрипка
  • Вера Часовенная – фортепиано

Конферанс – Дмитрий Абаулин

Наталья Кислицына и Денис Петрунин на концерте цикла «К волку в пасть» (МАМТ, 3 марта 2015) Фото: Федор Борисович

Эта серия концертов появилась на слиянии инициативы завсегдатаев и музыкантов МАМТ. Сольные и ансамблевые произведения знакомят слушателей с солистами оркестра.

«Так поступают все женщины», или Весёлая больничка (МАМТ 02.03.2015)

Автор: Федор Борисович

Дата: 02.03.2015

Место: МАМТ, Малая сцена

Состав:

  • Фьордилиджи – Мария Пахарь
  • Дорабелла – Наталья Владимирская
  • Деспина – Дарья Терехова
  • Феррандо – Сергей Балашов
  • Гульельмо – Илья Павлов
  • Альфонсо – Роман Улыбин
  • Дирижер – Тимур Зангиев
Мария Пахарь - Фьордилиджи, Наталья Владимирская - Дорабелла, Дарья Терехова - Деспина
Мария Пахарь - Фьордилиджи, Наталья Владимирская - Дорабелла, Дарья Терехова - Деспина

Всё-таки есть стервозная ирония судьбы в том, что этот спектакль на Малой сцене МАМТ случился во время премьерной серии «Пиковой дамы» Льва Додина в Большом театре. В обоих случаях действие перенесено в больницу, но с каким разным результатом!