«Майская ночь» – всё :(
Дата: 08.01.2015
Место: МАМТ
Состав:
- Голова – Денис Макаров
- Левко – Николай Ерохин
- Ганна – Лариса Андреева
- Свояченица Головы – Элла Фейгинова
- Винокур – Вячеслав Войнаровский
- Писарь – Роман Улыбин
- Каленик – Феликс Кудрявцев
- Панночка – Евгения Афанасьева
- Дирижер – Феликс Коробов
Сегодня девятый раз посмотрел в МАМТ «Майскую ночь». И все равно не хочется верить, что это был последний раз. Хотя спектакль снимают с репертуара. Жалко расставаться с этой чудесной музыкой и с любимыми образами.
И главное, как незаметно время пролетело! Я ведь впервые эту постановку увидел 8 декабря 2011 года, как раз в тот день, когда Николай Ерохин дебютировал на сцене МАМТ в роли Левко, он тогда еще Консерваторию не закончил. А сегодня он, кажется, лучший свой спектакль спел — всё логично: по закону перехода количества в качество. И парубок у него симпатичный каждый раз получается — рисковый такой парень. Сегодня вон на радостях шапку свою на Винокура надел. Да если бы плохо пел и играл, неужели бы я девятый раз пошёл смотреть?
Но, надо сказать, что к другим исполнителям я тоже очень привязался, причем, даже самых маленьких ролей. Мне очень дорога и свояченица Вероники Вяткиной — весьма пикантная женщина. Или Первая русалка — Ксения Дудникова, и вторая — Элла Фейгинова! И даже коварная Третья русалка — Ирина Гелахова.
Вы знаете, я не могу сказать, что этот сегодняшний последний спектакль прошел совсем гладко, но я еще раз убедился, что всегда может отказать какая-то техника, ну, например, что-то в декорациях, в освещении, в реквизите не сработать, но уж на всех этих артистов тут можно положиться стопроцентно, они всегда быстро сориентируются и споют-сыграют как надо. Уже не в первый раз эта радиоуправляемая крыса выходит из-под контроля. Сегодня она вылезла из левой кулисы явно рановато, да еще с каким-то подозрительным шумом, как будто у нее часть колесиков заело. Но артисты продолжали играть замечательную сцену с единственным в своем роде, совершенно неподражаемым и всегда актуальным терцетом «Пусть узнают, что значит власть». Меж тем крыса ползала по сцене, как-то нервно подергиваясь, а потом соскочила-таки в оркестровую яму, так и не дождавшись своего коронного выхода в роли «самого сатаны». Кстати, некоторые зрители еще надеялись, что ее еще успеют из оркестровой ямы достать и выражали сильное беспокойство по поводу ее печальной судьбы… Но увы! И остались Пан Голова, Писарь и Винокур вообще без крысы. Не, она, конечно, не в первый раз в яму падает, но никогда еще это не происходило так рано! Разумеется, таких опытных артистов это в тупик не поставило. И крысу-«сам сатана» «сыграла свита». Роман Улыбин в роли Писаря разыграл целую сцену с ползаньем по полу и тщательными поисками «сатаны» чуть ли не с лупой. Это было очень смешно. Ему как могли подыграли и Денис Макаров — Голова, и Вячеслав Войнаровский- Винокур. Но Улыбин, если бы было нужно, сыграл бы и саму крысу, и сатану, и черта лысого (и усатого)!
А что выделывал сегодня Феликс Кудрявцев, последний раз «купаясь» в своей звездной роли Каленика! Его гопак был энергичен, как никогда, причем, с весьма рискованным трюком с запутывающимися ногами и падением. А потом еще уморительные операции со шляпой, которая никак не хочет на голову прям с полу надеваться. Сегодня это был сложный трехэтапный процесс.
Войнаровский тоже превзошел себя в рассказе о проклятии бедной тёщи, да и в последующей сцене, особенно когда полотенцем закрывался. Вот умеет человек текст так доносить, что не то что десятый, но и двадцатый раз слушаешь с открытым ртом. Панночка у Евгении Афанасьевой была так отчаянно несчастна, сердце просто разрывалось от жалости и желания ей помочь — чуть сам не пошел помогать! Но, конечно, и без меня было кому. Левко с этим лучше справился, ух, а пел как Ерохин! Сегодня мне как раз этот фрагмент больше всего понравился — сцена с Панночкой, звучало все бесподобно! А у Дениса Макарова мне больше всего сегодня понравился терцет «Полюби, полюби меня, девица — душа…», и, по-моему, нижняя нота в конце сцены во фразе «Таков Пан ГоловАААААА» еще никогда не звучала так здорово. И так долго. И так мягко. И вообще… А Лариса Андреева в роли Ганны была сегодня как-то особенно красива, у нее был такой лучезарный взгляд, такие жесты выразительные!
Одним словом, мне кажется, все были в ударе, сами удовольствие получали и зрителям его старались доставить… ох… жаль, что в последний раз… Но… надежда умирает последней! Может, потом восстановят? Или еще раз поставят? Одна из самых светлых и мелодичных опер! Очень вдохновенно оркестр сегодня играл под руководством Коробова! Увертюра ведь вообще гениальная, по-моему…Кстати, и на прошлом спектакле, и на этом, последнем аншлаг был, и мне кажется, что вовсе не потому, что объявили последний спектакль… А занавес все-таки рано закрыли, я бы еще поаплодировал. Спасибо всем! Хочу ещё!
Похожие темы
Предпоследняя «Майская ночь»
Несомненная находка МАМТ — заблаговременное объявление о снятии спектаклей из репертуара. Для тех, кто еще не побывал на спектакле это дополнительный стимул побывать
«Майская ночь» без галстука
Добро пожаловать на журналистскую кухню! Дело в том, что моя рецензия на «Майскую ночь», опубликованная вчера, изначально была написана в «дневниковом» стиле — с неформатными для респектабельного сми наблюдениями, отступлениями
«Майская ночь» на Большом фестивале РНО
Слушая оперы Римского-Корсакова в театрах, я нет-нет, да пожалею, что оркестр находится в яме, скрадывающей музыкальные нюансы.
Прощание с «Царской невестой» в Новой Опере*
Всё когда-то бывает в первый раз — даже если этот раз последний. Ни разу не был в Новой Опере на грымовской постановке «Царской невесты». Во-первых, потому что из осторожности сначала почитал рецензии
Комментарии
Fedor Borisovich
09 января 2015 • 17:12
Мне спектакль не кажется режиссерским — то есть изначально замечательным и самоиграющим. Все-таки в нем, наряду с находками, достаточно сомнительных решений, «провисов». И «Майскую ночь» в МАМТ делают артисты.
При упоминании об этом спектакле в памяти появляются даже не эффектные декорации с прудом, а образы: феерическая и неповторимая русская буффонада Дмитрия Ульянова (Голова), уморительный в своей казенной серьезности Роман Улыбин (Писарь), Каленик-каких-больше-нет-и-не-будет (вокально и пластически) — Феликс Кудрявцев, Сергей Балашов и Вячеслав Войнаровский (Винокуры, оба). И, конечно, парочка влюбленных — Левко Николая Ерохина (феноменальный голос, идеально подходящий для труднейшей партии) и Ганна Ларисы Андреевой (сцена рассказа Левко перед глазами во всех деталях — как Ганна оглядывает Левко, оценивает и одаривает поцелуями). Вот что для меня «Майская ночь» в МАМТ. И все понимаю, но очень жаль, что говорить о спектакле надо бы в прошедшем времени — что ж, придётся привыкать.