Ну, знаете, такого я еще не слышал! «Сила судьбы» вернулась, да еще как вернулась! Сегодня мы увидели великолепный спектакль. Все началось еще тогда, когда прозвучала увертюра и на сцену вышел Маркиз ди Калатрава. Роман Улыбин не только был, как всегда, очень органичен в этой роли, но и прекрасно ее озвучил, очень внятно и выразительно. А когда его сразила шальная пуля, он так рискованно и натурально упал, что все даже забеспокоились за певца.
При всей незатейливости заголовок исчерпывающе точен: репертуар Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко пополнила опера, ориентированная на детскую аудиторию и действительно сказочная — как формально, так и по ощущениям. Начнем с визуальных.
К середине сентября накопившееся за август ощущение оперного дефицита в Москве начало сходить на нет — сезон пышно расцвел спектаклями и концертами. Для полного счастья ощутимо не хватало появления афиш «Сегодня» и «Завтра» на Большой Дмитровке.
Я всё стараюсь разгадать секрет «Хованщины»: почему она такое завораживающее действие оказывает? Я ее впервые услышал живьем и полностью 27 декабря 1984 года в Большом театре, тогда она там шла в редакции Римского- Корсакова в роскошной постановке Баратова с красивейшими декорациями и костюмами Федоровского. Причем, использовалась оркестровая версия Голованова с «московским» текстом, который всегда отличался от «ленинградского», но об этом я узнал позже, уже по записям.
По-хорошему завидую людям, которые всего после одного спектакля «Хованщины» сразу пишут развернутые статьи о концепции постановки, сверхзадаче и исторической подоплеке. Я вот четыре раза посмотрел спектакль и до сих пор затрудняюсь тезисы сформулировать. Когда такое сильное впечатление, у меня все-таки эмоциональное восприятие превалирует над аналитическим.
Я, к сожалению, не очень молод. Но и, к счастью, не очень молод. Поэтому неоднократно видел замечательную «Хованщину» в постановке Баратова с декорациями Федоровского в Кировском и Большом театрах и, как-то, даже в Кишиневе во время гастролей там Большого театра. И как забыть образы, созданные в этом спектакле великолепными мастерами прошлого?
Тех, кто желает подробнее узнать про постановку, адресую к своему рассказу о первом спектакле. В этот раз было интересно проверить свои наблюдения и подметить новые детали. Хотелось еще раз услышать чудо, которое творит хор МАМТ в этой постановке — все хоры, особенно мужские, звучат четко, слаженно — словом, волшебно! Столь же радостное впечатление от музыкальной составляющей — оркестр под управлением Александра Лазарева был прекрасен, играя даже, по личным ощущениям, еще лучше, чем на первом спектакле. И, конечно, я пришел послушать другой состав солистов, который на этом спектакле отличался от первого дня почти полностью.
Вы не поверите, но я успел соскучиться по «Аиде». Какой же все-таки замечательный спектакль поставил Штайн! А какого уровня он будет, сегодня стало ясно практически уже тогда, когда отзвучала прелюдия и на сцену вышли Рамфис с Радамесом. Дмитрий Ульянов и Нажмиддин Мавлянов сразу задали высокую планку.