Идея Большого театра привести на Новую сцену «Каменного гостя», внепланово появившаяся в дополнение к премьерному графику, была встречена мной с энтузиазмом. Эта опера написана Даргомыжским — одним из наиболее самобытных и, по-моему, недооцененных русских композиторов XIX века. Оркестровка сделана Римским-Корсаковым — непревзойденным мастером логически выверенных и парадоксальных, симфонических и камерных инструментальных решений.
Сегодня был на премьере «Каменного гостя» в Большом театре. Надо сказать, что раньше слышал эту оперу только в записях и находил ее весьма своеобразной и, честно говоря, достаточно сложной для восприятия — ведь там за исключением двух песен Лауры одни речитативы, которые, как мне казалось делают оперу драматургически монотонной. Я очень надеялся на эту постановку, ведь в театре живьем музыка воспринимается гораздо лучше, особенно если хорошая постановка.
Сразу предупреждаю: изложу сейчас только самые первые впечатления, они не претендуют на глубокий анализ, это просто моментальный срез эмоций. Итак, я начинаю. Не могу сказать, что постановка вызвала у меня восторг, но в целом она произвела очень приятное впечатление — прежде всего, своей внятностью, лаконичностью, отсутствием претенциозности.
Как-то, рассказывая в форме ликбеза о контрабасе, я характеризовал его как мужской инструмент — с низким звучанием, толстыми струнами и внушительными габаритами. Жизнь внесла коррективы, и настал момент с саркастической усмешкой вспомнить те свои умозаключения, казалось бы, стройные и логичные. Но — по порядку.
Об этом концерте меньше всего хочется писать что-то официальное. Потому что с самого анонса мероприятие имело выраженный оттенок неформальной офигенности. Оцените фразу: в Гнесинке состоялся бесплатный концерт солистов оркестра Большого театра.
После короткой паузы на Новой сцене Большого театра вновь дают «Евгения Онегина». Недавно известие о снятии спектакля наделало немало шума, но вскоре Большой изменил планы, объявив о скором возобновлении показов. Дмитрий Черняков, чей график, как говорили в прессе, плотно расписан на ближайшие несколько лет, оперативно нашел время приехать в Москву для реставрации своего спектакля.
Чуть было не пропустил я премьеру «Иоланты» в Большом, но в последний (а точнее в предпоследний) момент всё сложилось наилучшим образом, и я даже два состава успел послушать в последний день премьерной серии спектаклей. Впечатления яркие, правда, как всегда в подобных случаях, я хотел бы уделить внимание исключительно певцам, тем более что все уже весьма подробно описали (и раскритиковали) все особенности и детали и постановки, и даже костюмов. Так что я просто изложу события в моем восприятии.