Памяти «Тоски» в Большом театре

Автор: Федор Борисович
Тоска - Елена Зеленская, Каварадосси - Олег Кулько, Сполетта - Вадим Тихонов (Большой театр, 15 июня 2014)

Только что узнал, что «Тоска», поставленная Борисом Покровским в 1971 году, снята из репертуара Большого. Умный, аллегоричный и лаконичный спектакль без режиссёрской руки изрядно разболтался, играли и пели его последние годы, чтобы не ругаться, — очень по-разному, приходилось подолгу ждать приличного состава. Да и спектакль, идущий на сцене более 40 лет, — анахронизм в наше время прокатных постановок-однодневок. Но всё-таки хочется сказать сакраментальное: ушла эпоха. И вспоминать только приятные моменты, пережитые на «Тоске» в Большом театре.

Борис Годунов (Большой театр 23.07.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 23.07.2014

Место: Большой театр России, Историческая сцена

Состав:

  • Борис Годунов – Михаил Казаков
  • Ксения – Нина Минасян
  • Федор – Елена Новак
  • Мамка – Евгения Сегенюк
  • Шуйский – Максим Пастер
  • Щелкалов – Андрей Григорьев
  • Пимен – Петр Мигунов
  • Самозванец – Роман Муравицкий
  • Марина Мнишек – Светлана Шилова
  • Варлаам – Валерий Гильманов
  • Мисаил – Юрий Маркелов
  • Шинкарка – Татьяна Ерастова
  • Юродивый – Станислав Мостовой
  • Никитич – Николай Казанский
  • Митюха – Павел Червинский
  • Ближний боярин – Вадим Тихонов
  • Кромской боярин – Вадим Тихонов
  • Две бабы – Елена Околышева, Ирина Удалова
  • Дирижер – Павел Сорокин

Спектакль, который, по-моему, обязательно должен присутствовать в репертуаре Большого театра. Не только в качестве живого музея, в который приходят подивиться на то, как раньше не умели экономить на декорациях, но и для того, чтобы мы могли слушать главные партии русского оперного репертуара в таком исполнении. Великолепные Светлана Шилова — Марина, Максим Пастер — Шуйский, Станислав Мостовой — Юродивый и, конечно, Михаил Казаков в титульной партии царя Бориса.

Борис Годунов (Большой театр, 23 июля 2014)

Царская невеста (Большой театр 08.07.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 08.07.2014

Место: Большой театр России, Историческая сцена

Состав:

  • Любаша – Агунда Кулаева
  • Грязной – Эльчин Азизов
  • Марфа – Ольга Кульчинская
  • Лыков – Богдан Волков
  • Собакин – Владимир Маторин
  • Сабурова – Ирина Рубцова
  • Бомелий – Марат Гали
  • Малюта – Олег Цыбулько
  • Дуняша – Елена Новак
  • Петровна – Анна Мацей
  • Дирижер – Геннадий Рождественский

Тот редкий случай, когда после спектакля попросту не было сил о нем рассказывать, и традиционное излияние впечатлений от «Царской невесты», представленной Большим театром 8 июля, я оставил на утро. Настолько ошелом­ляющим оказалось сочетание музыкальной и драма­турги­ческой мощи «любовного напитка по-русски» с роскошным исполнением, к которому с нескрываемым удовольствием перейду без промедления.

Турандот (Большой театр 02.07.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 02.07.2014

Место: Большой театр России, Историческая сцена

Состав:

  • Турандот – Елена Зеленская
  • Калаф – Роман Муравицкий
  • Лю – Анна Аглатова
  • Тимур – Петр Мигунов
  • Пинг – Алексей Пашиев
  • Понг – Марат Гали
  • Панг – Вадим Тихонов
  • Мандарин – Владимир Красов
  • Император – Юрий Маркелов
  • Персидский принц – Сергей Радченко
  • Дирижер – Марко Гуидарини

Заглавная партия в этой опере не только зубодробительно сложна и нечеловечески затратна. Она еще и неблагодарна. Как хорошо ни спой, Лю всё равно будут жалеть, а на принцессу, в лучшем случае, будут смотреть снисходительно, как на исправившуюся злодейку. Да и то с подозрением — ли исправилась от единого поцелуя? Поэтому исполнение партии строптивой китайской принцессы — подвиг не только вокальный, но и личный. Тем более, такое исполнение! Сногсшибательная Турандот — Елена Зеленская. Трогательная Лю — Анна Аглатова. Еще не могу не отметить в небольшой роли Тимура захватывающе правдоподобного Петра Мигунова. А как же здорово звучит Пуччини на Исторической сцене, когда даже триумфальные духовые не могут переполнить объем зала. Пуччини со всеми его наслоениями мелодий и палитрой лейтмотивов — в исполнении оркестра Большого театра под управлением Марко Гуидарини. Спасибо всем!

Дон Карлос (Большой театр 29.06.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 29.06.2014

Место: Большой театр России, Историческая сцена

Состав:

  • Дон Карлос – Димитриос Питтас
  • Елизавета Валуа – Вероника Джиоева
  • Филипп II – Дмитрий Белосельский
  • Родриго ди Поза – Игорь Головатенко
  • Великий инквизитор – Вячеслав Почапский
  • Монах – Николай Казанский
  • Голос с неба – Кристина Мхитарян
  • Княгиня Эболи – Мария Гулегина
  • Тибо – Нина Минасян
  • Граф Лерма – Станислав Мостовой
  • Герольд – Богдан Волков
  • Дирижер – Роберт Тревиньо
Дон Карлос (Большой театр, 29 июня 2014)

Постановка без парижского акта в Фонтенбло не только мешает этой опере тягаться по продолжи­тельности с опусами Вагнера, не только лишает единственного эмоционально светлого пятна — красивой любовной арии Карлоса и любовного же дуэта у костра.

Кармен (Большой театр 21.06.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 21.06.2014

Место: Большой театр, Новая сцена

Состав:

  • Кармен – Ринат Шахам
  • Хозе – Виктор Антипенко
  • Эскамильо – Алексей Пашиев
  • Микаэла – Анна Аглатова
  • Цунига – Николай Казанский
  • Моралес – Андрей Григорьев
  • Мерседес – Дарья Зыкова
  • Фраскита – Валентина Феденева
  • Ремендадо – Максим Пастер
  • Данкайро – Максим Перебейнос
  • Дирижер – Павел Сорокин
Кармен (Большой театр, 21 июня 2014)

Жизнь так устроена: почти всегда для того, чтобы однажды на радостном выдохе изречь что-то вроде «вот свезло — так свезло!» надо произвести какую-никакую подготовительную работу.

Евгений Онегин с Василием Ладюком (Большой театр 11.06.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 11.06.2014

Место: Большой театр России, Новая сцена

Состав:

  • Евгений Онегин – Василий Ладюк
  • Татьяна – Анна Крайникова
  • Владимир Ленский – Эндрю Гудвин
  • Ольга – Светлана Шилова
  • Князь Гремин – Александр Науменко
  • Ларина – Ирина Рубцова
  • Филиппьевна – Нина Романова
  • Зарецкий – Валерий Гильманов
  • Дирижер – Александр Поляничко
Евгений Онегин (Большой театр, 11 июня 2014)

Для меня это уникальный московский аттракцион — черняковский Онегин с Василием Ладюком в титульной партии. Про особенности постановки все давно рассказано, и, к моей радости, привыкание не наступает — личный вкус каждый раз отторгает постмодернистские упражнения Чернякова на клеточном уровне. Но цимес в том, что Василий Ладюк создает черняковского (sic!) героя в гармонии с тканью спектакля. Так, что невозможно смотреть на его игру без огромных мурашек восторга.

Одного актерствования было бы недостаточно — ведь это опера, и вторая половина удовольствия — совершенное исполнение партии. Полетность голоса удивительна — в сцене объяснения (третья картина) Онегин поет не в зал, а в сторону кулис, при этом нисколько не теряя в звучности. В финале Василий отдает такой заряд энергии, что парализует зал. Публика внимает происходящему на сцене самозабвенно, полностью отключившись от внешнего мира и с открытым ртом — часто буквально, а не фигурально. Так совершается одно из чудес, на которые способно искусство музыкального театра.

Да простят меня артисты спектакля, при покупке билетов на этот аттракцион я даже не смотрю кто поет остальные партии. Но здесь повезло с Ольгой — ее пела Светлана Шилова, к моему удовольствию всегда играющая предписанную Черняковым стервозу с присущей певице культурой — без маниакальной агрессивности (Черняковым же предписанной и практикуемой другими Ольгами). Хороший Гремин получился у Александра Науменко.

«Так поступают все женщины» – премьера в Большом театре

Автор: Федор Борисович

Дата: 24–25.05.2014

Место: Большой театр, Новая сцена

Состав:

24 мая 2014 (первый день премьеры)

  • Фьордилиджи – Анна Крайникова
  • Дорабелла – Александра Кадурина
  • Гульельмо – Александр Миминошвили
  • Феррандо – Юрий Городецкий
  • Деспина – Алина Яровая
  • Дон Альфонсо – Николай Казанский

25 мая 2014 (второй день премьеры)

  • Фьордилиджи – Екатерина Морозова
  • Дорабелла – Юлия Мазурова
  • Гульельмо – Андрей Жилиховский
  • Феррандо – Алексей Неклюдов
  • Деспина – Нина Минасян
  • Дон Альфонсо – Олег Цыбулько

Дирижер – Стефано Монтанари

Так поступают все - премьера в Большом театре (25 мая 2014)

В Москве, определенно, бум на Моцарта. Внимание, которое в этом, не юбилейном для композитора, календарном году московские театры обратили на его оперы, по количеству событий не уступает прошлогоднему юбилею Верди и Вагнера.